Росприроднадзор проанализирует состояние всех крупных топливных хранилищ по стране. Такое поручение дал службе президент Владимир Путин в пятницу на встрече с экологами и зоозащитниками. По оценке руководителя компании «Норникель» Владимира Потанина, ликвидация последствий чрезвычайной ситуации в Норильске составит более 10 млрд рублей. Но окончательно подсчитать сумму можно будет лишь после 26 июня, когда завершится проверка Росприроднадзора. Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что в итоге могут сбыться первоначальные прогнозы — об ущербе на сотни миллиардов рублей. Всё зависит от того, насколько глубоко топливо проникло в почву и какое количество загрязняющих веществ осело на дне рек Амбарная и Далдыкан. А в Госдуме уже в ближайшее время намерены пересмотреть экологическое законодательство.
Проверки по всей стране
Тема охраны природы оказалась в центре пятничной повестки президента. Совещание, которое началось в позитивном ключе поздравлением экологов с профессиональным праздником, не могло обойтись без обсуждения аварии в Норильске. Однако на этот раз доклады собеседников об обстановке в Красноярском крае не вызвали резкой реакции российского лидера.Глава МЧС Евгений Зиничев с места чрезвычайной ситуации сообщил о локализации разлива топлива и завершении первого этапа ликвидации последствий происшествия на ТЭЦ-3. По его словам, собранное топливо пока останется в полевых хранилищах, так как местность заболоченная и труднодоступная. Сейчас главная задача заключается в дальнейшем сборе нефтепродуктов при соблюдении всех экологических норм.
— С точки зрения экологии, безусловно, сжигать нельзя, — пояснил министр.Он уточнил, что емкости герметичны и абсолютно надежны, поэтому всё будет складироваться до момента, пока специальная техника не сможет спокойно вывезти с места аварии. Крупные компании, работающие на территории региона, готовы предоставить дополнительную помощь для устранения последствий аварии, на месте также активно работают экологи, добавил губернатор Красноярского края Александр Усс.Ущерб природе в результате разлива дизельного топлива может составить миллиарды рублей, уточнила глава Росприроднадзора Светлана Радионова во время видеоконференции.— Уже с завтрашнего дня с монтированием емкостей планируется собирать 1,5 тыс. (кубов нефтепродуктов. — «Известия») ежедневно. Дальше все нефтепродукты должны быть перемещены, — отметила она, подчеркнув, что утилизация будет проведена с применением наилучших технологий и экологически чистых методов.
Проверка завершится 26 июня, по ее результатам будет произведен более точный расчет ущерба. Между тем руководитель «Норникеля» Владимир Потанин сообщил президенту о готовности полностью профинансировать расходы на ликвидацию ЧС.— То, что компания готова оплатить все эти работы из собственных средств, — это, безусловно, правильно, — отреагировал Владимир Путин.
Предприниматель предварительно оценил стоимость восстановления экологической среды в сумму более 10 млрд рублей. На что президент Владимир Путин отметил, что если бы компания своевременно поменяла резервуар, где хранилось топливо, то удалось бы избежать не только экологического ущерба, но и избыточных расходов.
На этом фоне российский лидер поручил Росприроднадзору «скрупулезно проанализировать состояние аналогичных объектов по всей территории страны». В случае необходимости будут организованы проверки с привлечением специалистов из МЧС и правоохранительных органов. Кроме того, Владимир Путин призвал правительство совместно с парламентариями в самое ближайшее время «завершить работу по внесению в природоохранное законодательство принципиальных изменений, которые позволят предотвращать подобные ситуации в будущем».
Недооцененный ущерб
Евгений Зиничев в пятницу прибыл во временный лагерь оперативного штаба по ликвидации ЧП в Норильске. К этому моменту, по сообщению компании «Норникель», удалось собрать более 200 т дизельного топлива.
В управлении МЧС по Красноярскому краю сообщили, что для расчистки грунта и реки задействованы 100 спасателей подведомственного Сибирского спасательного центра и сотрудники Росморречфлота.
Вскоре команда с учетом поддержки бизнеса увеличится до 500 специалистов. Они будут оказывать помощь региону до полной ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
— Основные работы по сбору горюче-смазочных материалов планируется завершить в течение двух недель. Сколько осталось еще собрать разлитого топлива, сказать пока сложно. Но подготовлены емкости объемом более 16 тыс. кубометров, — сказали «Известиям» в МЧС Красноярского края.
Между тем опрошенные «Известиями» эксперты отметили, что ущерб может оказаться значительно серьезней, чем предполагают сейчас. Скорее сбудутся первоначальные прогнозы. 3 июня глава Росприроднадзора говорила о том, что это будет «не один десяток, может быть, сотни миллиардов рублей».
— Сумма ущерба может составить и сотни миллиардов рублей. Проблема в том, что методика подсчета убытков на сегодняшний день тоже требует доработки. При подсчете есть много нюансов, нет жестких правил, которые бы позволяли давать объективную оценку, — пояснил «Известиям» член Общественного совета при министерстве экологии Красноярского края Павел Гудовский.
Компания «Норникель» делает огромные вливания в бюджет края, подчеркнул эксперт. Поэтому местные власти не хотят, чтобы она понесла большие убытки из-за произошедшего.
Нанесенный природе вред, по его мнению, придется компенсировать десятилетиями. Экосистема северных территорий очень чувствительна к негативным последствиям, и это отразится на здоровье местных жителей.
Для Арктики, где процессы естественной абсорбции и микробной деградации практически отсутствуют, экологический ущерб увеличивается кратно, согласен директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов.
— Для оценки ущерба необходимо проанализировать несколько ключевых показателей. Загрязнение грунта напрямую коррелирует с глубиной деградации мерзлоты, о которой давно предупреждало научное сообщество. Простыми словами: нужно понять, насколько глубоко проникли нефтепродукты в почву, — сказал «Известиям» эколог. — Что касается водных объектов, то необходимо понимание, произошло ли оседание значительной части загрязняющих веществ.
Если нефтепродукты остались на поверхности, то устранение основной части загрязнений вполне реально, добавил эколог. В противном случае последствия аварии мы действительно будем наблюдать в течение десятилетий.
— При этом и стоимость устранения последствий возрастет в десятки раз, — заявил он.
В Госдуме пообещали в ближайшее время начать рассмотрение новых экологических законов, чтобы не допустить повторения норильской истории.
— Экологические законы всегда принимаются тяжело. Нам приходится преодолевать колоссальный лоббизм. Но Норильск показал: нужны кардинальные меры. Прежде всего надо работать на предупреждение, а не на ликвидацию аварий или наказание, — сказала «Известиям» вице-спикер Госдумы Ольга Тимофеева.
По ее словам, прежде всего предстоит проанализировать, как работают законы в сфере охраны природы, предупреждения ЧС и контроля за опасными объектами. А также уточнить степень ответственности. Надо выяснить, где сбой, заявила депутат, и внести корректировки.