Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Технократный рост: каких преобразований ждут от кабмина Мишустина

Новый российский премьер призван возвести в абсолют «цифру» и наладить исполнение нацпроектов
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

От Михаила Мишустина на посту премьера ждут прежде всего прикладных преобразований, направленных на улучшение исполнения нацпроектов. На этом сошлись близкие к правительству источники «Известий» и эксперты. По их мнению, его первой реформой станет автоматизация системы госзаказа. А второй — сокращение числа проверок и отмена устаревших нормативов для бизнеса. Под угрозу увольнения подпадут ментально не подготовленные к современным управленческим методикам чиновники. Что касается судеб отдельных членов кабинета и целых ведомств, то среди опрошенных «Известиями» госслужащих, депутатов и сенаторов популярны самые разные версии: расширение функционала Минстроя, перестановки в Минкомсвязи и изменение формата работы отраслевых министерств с госкомпаниями. И всё же собеседники «Известий» признают: на данном этапе эти сведения спекулятивны, а окончательное видение ситуации пока не сформировано даже у самого Михаила Мишустина.

Практика, а не теория

В первостепенные задачи Михаила Мишустина на посту премьер-министра войдет организация исполнения нацпроектов. Как заявил источник в Совете Федерации, сильная сторона нового премьера в том, что он «глубоко конкретный, а не абстрактный технократ», поэтому от него ждут упрощения и цифровизации процедур, связанных главным образом с госзаказом.

Реализация нацпроектов в прошлом году была сорвана главным образом из-за того, что механизмы заключения договоров с исполнителями госзаказа и перечисления им денег излишне забюрократизированы. Тогда как есть готовые технологии автоматизации исполнения и контроля этих процессов, продолжил собеседник «Известий». Вероятнее всего, госслужбу придется покинуть в первую очередь консервативным кадрам, которые ментально не готовы к цифровизации.

— Внедрение в работу правительства электронной системы контроля за исполнением поручений, аналоги которой существуют в каждой современной корпорации, вызывало у многих чиновников ужас и сопротивление. Такие кадры, вероятнее всего, действительно попросят на выход, — предположил в разговоре с «Известиями» другой специалист, близкий к финансово-экономическому блоку правительства и знакомый ситуацией.

С этой точкой зрения согласен руководитель направления анализа и прогнозирования ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Деятельность Михаила Мишустина на посту премьера в первое время будет напоминать ранний период работы Сергея Собянина в должности мэра Москвы, предполагает эксперт.

Дело в том, что сейчас решение по каждой второй ситуации в сфере госзаказа носит уникальный характер. Задача премьера — максимально стандартизировать и регламентировать процедуры, отменить избыточные нормы, причем прежде всего с помощью цифровых технологий. Выбор поставщика, выделение и перечисление денег, определение эффективности вложений могут производиться в режиме онлайн, тогда как сейчас всё это требует длинной цепочки административных протоколов.

Перевод в «цифру» в то же время приведет к снижению административного давления на бизнес, поскольку позволит избежать значительной части проверок. Такие задачи вполне выполнимы в течение двух-трех лет, резюмировал Дмитрий Белоусов.

Что будет с министерствами и министрами

Цифровизация встает во главу угла, а это означает, что не исключены перестановки в Минкомсвязи, предположил в разговоре с «Известиями» источник в Госдуме. По его словам, к успехам действующего руководства ведомства есть вопросы. В частности, они касаются госпрограммы «Цифровая экономика» — исполнение ее расходов — одно из худших, утверждает собеседник «Известий». На конец 2019 года оно составило всего 53,6% (из выделенных 108 млрд рублей), сообщила ранее Счетная палата, у других 12 национальных проектов этот показатель действительно выше.

Источник «Известий в Госдуме считает, что могут расширить функции Минстроя — оно станет министерством регионального и городского развития, отняв таким образом часть полномочий у Минэкономразвития.

Минстрой, основанный в ноябре 2013 года, успел проделать большую работу, но всех поставленных перед ним целей все-таки не достиг, сказал член общественного совета при ведомстве Рифат Гарипов. Речь идет о нацпроекте «Жилье и городская среда», который предполагает, что к 2024 году ежегодный объем ввода жилья в России должен достичь 120 млн кв. м. В 2019 году должно было быть построено 88 млн кв. м, а получилось сдать только 80 млн.

Кроме того, может быть преобразован формат работы отраслевых министерств и ведомств с госкомпаниями и корпорациями, сказал источник «Известий», близкий к Минфину. Сейчас эти рыночные игроки — фактически выступают продолжением госструктур, и через участие в реальной экономической жизни чиновники решают те проблемы, которые они в принципе должны преодолевать с помощью регулирования.

Ведомства «руками» корпораций ведут борьбу за ресурсы, причем далеко не всегда бизнес реально нуждается в выделяемых средствах. Из-за этого у госкомпаний сложился настолько значительный объем свободных средств на счетах, а их инвестпрограммы зачастую раздуты, говорит чиновник. В октябре спикер Совфеда Валентина Матвиенко говорила, о том, что на 1 июля общий объем временно свободных средств госкорпораций составил порядка 180 млрд рублей, что на 20 с лишним процентов больше, чем годом ранее. Для повышения эффективности госрасходов Михаилу Мишустину, вероятно, предстоит разбить связь министерств с госкомпаниями, полагает собеседник «Известий».

Одержим бизнес-климатом

Два бывших федеральных чиновника из финансово-экономического блока правительства уверены, что Минфин и Минэкономразвития в своей работе сделают акцент на либерализации бизнеса. По словам одного из собеседников, «Мишустин одержим бизнес-климатом, он будет его улучшать». По словам другого, могут поменяться задачи у МЭР. Например, нельзя исключать, что подготовка прогноза социально-экономического развития России станет уже не основной работой министерства. В целом, для формирования бюджета этот документ может готовить и Минфин, тогда функции МЭР сведут именно к развитию и поддержке бизнеса.

Именно такой роль ведомства Максима Орешкина видел первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов полтора года назад, когда был утвержден состав кабмина после инаугурации президента, рассказывал тогда «Известиям» чиновник, приближенный к Антону Силуанову.

— Министерством макропрогноза МЭР перестал быть после ухода Алексея Улюкаева, — констатировал он.

По словам источника, в работу двух министерств, как и во всё правительство в целом, будут максимально внедрены электронные сервисы и IT-технологии. Цифровое развитие дойдет до такой степени, что может появиться «математическая модель экономического положения россиян».

В преддверии своего назначения на должность премьер-министра Михаил Мишустин заявил, что одним из самых важных направлений его работы станет снятие барьеров для бизнеса. 16 января он презентовал свою программу в Госдуме, подчеркнув: развитие предпринимательства в стране и снижение его издержек поможет реализовать многие задачи. Например, увеличить реальные доходы граждан.

Российская экономика не может динамично развиваться, пока бизнес не сконцентрируется на своей основной функции — созидание, а борьба с препятствиями не помогает компаниям в работе по их профилю, сказал «Известиям» сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик. Он отметил, что правительство должно завершить работу по устранению всех избыточных требований в регулировании. Именно они выступают самыми драматичными барьерами на пути развития предпринимательства. Работу «регуляторной гильотины» следует продолжить и довести до конца, резюмировал он.

Материал подготовили Дмитрий Гринкевич, Инна Григорьева, Валерий Кодачигов, Евгения Перцева и Мария Перевощикова

Прямой эфир