Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
МВД России предупредило пенсионеров о возможном мошенничестве перед 9 Мая
Общество
Путин призвал уделить внимание вопросам межнационального согласия
Общество
Шойгу предупредил о последствиях ударов ВСУ по Запорожской АЭС
Мир
МИД назвал слова Пелоси о протестующих в США уничижительным отношением к демократии
Мир
В бундестаге возмутились прославлением Бандеры на Украине
Мир
Блинкен пригрозил Китаю санкциями за поддержку ОПК России
Экономика
ЦБ РФ надеется на завершение этим летом массовой льготной ипотеки
Мир
МИД назвал целью визита Кэмерона в Узбекистан нанесение ущерба РФ
Мир
Представитель Госдепа ушла в отставку из-за несогласия с политикой США в Газе
Мир
Шойгу сообщил об ожидании ШОС скорого присоединения к ней Белоруссии
Мир
На Западе усомнились в возвращении Украины к границам 2014 года
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Экономика
В ЦБ заявили об отсутствии влияния возможной конфискации активов РФ на финстабильность
Мир
Совет ЕС на год продлил санкции в отношении 11 физлиц молдавской оппозиции
Общество
Минфин сообщил о продлении семейной ипотеки для семей с детьми до шести лет
Мир
Блинкен призвал к здоровой экономической конкуренции между США и КНР

На общем языке

Политолог Александр Ведруссов — о том, как Владимир Путин и Ангела Меркель смогли найти понимание в Москве
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В последнее время Владимир Путин и Ангела Меркель действительно стали неплохо понимать друг друга. И дело не только в том, что германский канцлер — одна из немногих глобальных лидеров, в общении с которыми российскому президенту не требуется переводчик. И уж точно не в том, что руководителей двух важнейших государств Европы связывают особенно теплые личные отношения.

Секрет долговечности сложного и небесконфликтного тандема Путина и Меркель — в общем для обоих лидеров осознании ответственности за положение дел на континенте. Именно поэтому за полтора десятилетия руководители России и Германии просто не могли не научиться находить общий язык. Даже тогда, когда интересы представляемых ими государств могли казаться сторонним наблюдателям бесконечно далекими от совпадения.

Свой 18-й визит в Россию Меркель совершает на фоне резкого обострения обстановки на Большом Ближнем Востоке и немыслимого ранее санкционного наката на ФРГ в связи с реализацией проекта «Северный поток – 2». В обоих случаях дестабилизирующую и явно противоречащую видению Берлина роль играет Вашингтон, который в иных условиях по-прежнему оставался бы для немецкого канцлера значительно более привычным и удобным переговорным партнером, чем Москва.

«Именно в Кремле, именно в присутствии Путина Меркель предпочла четко дистанцироваться от американского президента Трампа», — отмечает немецкий телеканал ZDF. В минувшие выходные в Москве прозвучали сразу два категоричных Niet в адрес Вашингтона. Россия и Германия не поддерживают деструктивные попытки США эскалировать ситуацию вокруг Ирана и по-прежнему резко и деятельно выступают против экстерриториальных американских санкций в отношении совместных энергетических проектов двух стран.

«Мы, безусловно, сможем достроить «Северный поток – 2» самостоятельно, без привлечения иностранных партнеров», — заверяет российский президент под одобрительные, хотя и традиционно сдержанные кивки со стороны канцлера.

Львиную долю более чем трехчасового общения Путина с Меркель заняло обсуждение напряженной ситуации на Большом Ближнем Востоке. Без участия России, которая в последнее время сумела зарекомендовать себя конструктивным и почти незаменимым медиатором, другим внешним игрокам становится всё труднее влиять на кризисные ситуации в регионе. Многолетнее насильственное вмешательство США и их европейских сателлитов во внутренние дела суверенных государств Ближнего Востока дестабилизировало положение дел до такой степени, что Германия и другие страны Европы, по сути, вынуждены теперь просить Россию навести хотя бы элементарный порядок в этом взрывоопасном пороховом погребе современного мира.

Это касается и робких попыток Берлина и Парижа сохранить хотя бы базовые параметры «чрезвычайно важного не только для региона, но и для всего мира» совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Ирана. И стремлений европейцев урегулировать ситуацию в Ливии, провал которых почти неизбежно приведет к новому витку миграционного кризиса, угрожающего не просто обрушением рейтингов руководителей отдельных стран ЕС, но и дальнейшему существованию Евросоюза даже в нынешнем, уже усеченном после Brexit виде.

Ангеле Меркель как руководителю страны, которая с большим трудом и болезненными репутационными издержками для правящей коалиции справляется с наплывом мигрантов с Ближнего Востока, было особенно важно получить положительный отклик России на германскую инициативу по проведению в Берлине международной конференции по Ливии. Тем более что слова поддержки со стороны Кремля сопровождались демонстрацией российских практических возможностей повлиять на главных участников конфликта. Благодаря серии оперативных публичных телефонных контактов с руководителями Египта, Катара, ОАЭ и Турции, которые фактически находятся по разные стороны баррикад в ливийском противостоянии, с 12 января в этой североафриканской стране удалось установить режим прекращения огня.

«Оба лидера сейчас, вероятно, ближе, чем когда бы то ни было, несмотря на санкции ЕС в отношении России, убийство чеченского полевого командира в Берлине… Меркель нуждается в Путине, а Европа — в России», — без энтузиазма подводит очевидный итог успешных российско-германских переговоров в Москве Deutsche Welle.

Кто бы еще буквально пару лет назад мог представить, что Россия окажется для Европы более надежным и предсказуемым партнером, чем США.

И кто бы мог подумать, что путь к сердцу Европы, оказывается, лежит через Африку и Ближний Восток. Похоже, именно здесь Москва сумела найти почти универсальный ключ к европейским столицам. Стоило России оказать решающее влияние на ситуацию во французской зоне глобального влияния — Центрально-Африканской Республике, как из парижского Елисейского дворца почти сразу же последовали примирительные жесты в адрес Кремля и резонансные инициативы по улучшению отношений с Россией. Едва российскому руководству удалось продемонстрировать эффективность в предотвращении опасной эскалации ситуации в Ливии, которая могла бы привести к миграционному взрыву в Европе, как Берлин поспешил перелистнуть связанную с совсем недавней высылкой российских дипломатов из ФРГ конфликтную страницу отношений с Москвой и выйти на, пожалуй, самый продуктивный диалог за последние годы.

Оказывается, самые разные европейские лидеры, когда нуждаются в помощи России в сложной ситуации, быстро находят с нашей страной общий язык. Главное, чтобы исключительно правильными словами с обеих сторон дело не ограничивалось и российско-европейские отношения активнее переходили во взаимовыгодную плоскость в практическом измерении.

Автор — руководитель аналитического центра «СтратегПРО».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Прямой эфир