Ученые раскрыли тайну «Спасителя мира» Леонардо да Винчи
Итальянский художник эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи в своей работе «Спаситель мира» (Salvator Mundi) изобразил в руках Христа не стеклянный шар, а полую сферу. К такому выводу пришли ученые, создав модель сцены с помощью компьютерной графики, сообщает MIT Technology Review 2 января.
Вопрос о том, почему шар на полотне не искажает пространство позади себя — одежда Христа не увеличивается и не переворачивается — на протяжении нескольких столетий волновал не только искусствоведов, но и научное сообщество. Известно, что Леонардо да Винчи знал, как стекло преломляет свет: в его записных книжках были найдены множественные зарисовки того, как свет отражается и преломляется от разных предметов.
С помощью специальной программы ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне выяснили, что предмет, который держит Спаситель, является полой стеклянной сферой диаметром 6,8 см толщиной всего 1,3 мм.
В 2017 году предположение о том, что шар полый, высказал биограф Леонардо Уолтер Айзексон, однако доказать это смогли только сейчас.
Издание отмечает, что данное открытие поможет разрешить часть споров вокруг картины и ее огромной стоимости.
Картина была продана с аукциона Christie's за $450 млн в ноябре 2017 года, став самым дорогим произведением искусства в истории. По данным СМИ, шедевр приобрел саудовский принц. Организаторы торгов позже назвали другого покупателя: департамент культуры и туризма Абу-Даби (ОАЭ). Однако настоящий владелец полотна до сих пор доподлинно неизвестен.
11 июня стало известно, что «Спаситель мира» находится на яхте принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда. Сообщалось, что полотно будет там до тех пор, пока власти страны не построят культурный центр в регионе Эль-Ула, где картину можно будет выставить.