"Главная задача — рост экспорта услуг на 8% в год"
В 2019 году в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» стартовал федпроект «Экспорт услуг». Его цель — увеличение объёма поставок российских сервисов до $100 млрд в год. О плане действий правительства, программе «кэш рибейт» и о том, какие российские услуги обладают наибольшим потенциалом, в интервью «Известиям» рассказал замминистра экономического развития Тимур Максимов.
Если говорить об экспорте услуг в мировом масштабе, какие позиции занимает Россия?
Наша страна находится на 25-м месте с годовым объёмом экспорта около $64,6 млрд по итогам 2018 года после США, Швейцарии, Бельгии, Польши, Ирландии и ряда других государств. Потенциал для развития, очевидно, есть, и он огромный.
В каких сферах он наибольший?
Сегодня лидером выступают транспортные услуги: за 11 месяцев 2019 года объём их экспорта достиг $21,3 млрд. И это далеко не предел. Большие возможности есть и у туризма. В 2018-м мы видели всплеск активности из-за чемпионата мира по футболу, и сейчас стараемся её поддерживать и развивать.
Мы делаем ставку и на рост экспорта услуг в области IT: у страны сильная математическая школа, наши программисты востребованы по всему миру. Однако наши IT-компании зачастую ведут деятельность не из России и не через Россию, а в удобных низконалоговых юрисдикциях. Одна из задач министерства — создать такие условия, чтобы они могли вернуться.
В августе 2019 года приняли Стратегию развития экспорта услуг до 2025-го. Какие меры в неё вошли?
Стратегия — отправная точка для развития этого сектора экономики. Она фиксирует комплексный подход к тому, как выполнять указ президента, включающий положение об увеличении объёма экспорта услуг до $100 млрд в год.
Меры поддержки, изложенные в Стратегии, делятся на общесистемные и отраслевые. К общесистемным относится, например, нулевая ставка НДС на экспорт сервисов, она действует с 1 июля 2019 года. К той же категории относятся либерализация валютного регулирования и упрощённый визовый режим. По валютному контролю решение пока не принято, но это одна из ключевых задач федпроекта. Электронные визы уже действуют в Санкт-Петербурге, Ленинградской и Калининградской областях, а также на Дальнем Востоке. С 2021 года их планируется распространить на всю Россию.
Недавно МЭР запустило программу для кинопроизводителей «кэш рибейт». Как работает эта мера поддержки?
Российские юрлица, которых зарубежные кинокомпании привлекают к съёмкам на территории РФ, смогут получить субсидии от государства. Поясню на примере: допустим, российский монтажёрработает на иностранную кинофирму. Монтаж стоит 1 млн рублей, государство компенсирует ему 300 тыс., чтобы заказчик платил не полную сумму, а только 700 тыс. рублей. Таким образом, монтажёр сохраняет маржинальность, а кинокомпания снижает затраты на проект.
Спрос на программу уже превысил предложение, хотя сбор заявок мы объявили недавно. На 2019 год заложена небольшая сумма — 70 млн рублей, но это тестовый период и финансирование может быть расширено по его итогам.
Какая основная цель на 2020-й?
Главная задача — рост экспорта услуг до 8% в год, как заложено в федпроекте. В этом нам помогут в том числе отраслевые комплексы мер, которые сейчас ждут утверждения, а также методические рекомендации для регионов, ведь результаты в этой сфере во многом зависят от усилий на местах.