Два подхода по 15: в каких регионах снимают больше всего наличных
Самые крупные суммы в банкоматах снимают жители Москвы и Московской области — 14,7 тыс. рублей за один подход. На втором месте — Чукотка (14,5 тыс.), замыкает тройку Сахалинская область (12,2 тыс.). Рэнкинг по средней сумме снятия наличных в субъектах РФ «Известия» составили, основываясь на данных ЦБ. Россияне забирают из банкоматов всё больше денег — в первом полугодии 2019-го сумма достигла 13,4 трлн рублей, но объем безналичных платежей растет более быстрыми темпами. Однако в перспективе они могут замедлиться, поскольку в некоторых регионах и секторах экономики безналичные расчеты приживаются плохо, отмечают эксперты.
По последним данным ЦБ об операциях с использованием карт в региональном разрезе, за первое полугодие 2019-го россияне сняли в банкоматах на 180 млрд рублей больше, чем за аналогичный период 2018-го.
При этом объем безналичных операций по оплате увеличился существенно больше — с 8,8 трлн до 11,3 трлн рублей. Темпы роста несопоставимы, но очевидно, что наличность по-прежнему преобладает в жизни россиян. Ее доля составляет 54,3% (60% — в первом полугодии 2018-го).
Из банкомата с любовью
Суммы средней операции по снятию наличных существенно различаются в зависимости от региона, показал рэнкинг «Известий», составленный на основании статистики ЦБ за первое полугодие 2019-го. Средний показатель по стране — 8,8 тыс. рублей. Больше всего за один подход снимают жители Москвы и Московской области (14,7 тыс. рублей), Чукотского автономного округа (14,5 тыс. рублей) и Сахалинской области (12,2 тыс.). Далее идут Камчатский край (11,6 тыс.), Санкт-Петербург (11,3 тыс.), Магаданская (11,2 тыс.) и Тюменская (11 тыс.) области, Чеченская Республика (10,9 тыс.), Якутия (10,2 тыс.), Приморский край (10,1 тыс.), Ленинградская область (9 тыс.), Дагестан (9 тыс.), Ингушетия (8,9 тыс.). В самом конце списка — жители Тывы (всего 4,9 тыс. рублей).
Независимый финансовый аналитик Михаил Хромов поясняет, что объем средней операции по снятию наличных денег определяется главным образом средним уровнем благосостояния.
— Так, субъекты занимающие верхние строчки в таблице, в основном являются регионами с наиболее высокими среднедушевыми доходами. Более того, в этих российских субъектах соотношение средней суммы операции по снятию наличных и среднедушевых доходов даже ниже, чем в целом по стране. То есть с ростом благосостояния увеличивается и использование безналичных расчетов, — уточняет он.
Действительно, по данным ЦБ, в Москве и области, несмотря на крупные суммы, которые забирают их жители из банкоматов, доля безналичной оплаты существенно превышает долю снятия наличных, — 3,3 трлн рублей против 5,2 трлн рублей.
Финансовый аналитик «БКС Премьер» Сергей Дейнека также отмечает, что «расклад сил» в рэнкинге может быть связан с уровнем заработных плат в регионе.
— По данным Росстата, среднемесячная номинальная заработная плата в Москве на июнь этого года превысила 96 тыс. рублей, в то время как в Республике Тыва — 48,5 тыс. В целом, если мы посмотрим на лидеров рэнкинга, мы увидим наиболее обеспеченные регионы. Если говорить о «среднем чеке» любой денежной операции, не только по снятию наличных, именно в этих регионах он априори будет выше, чем в субъектах с низким уровнем доходов населения, — комментирует эксперт.
Совершенно иная история — регионы с низким уровнем жизни, которые оказались в верхней части рэнкинга.
— Исключение составляет ряд северокавказских регионов. В этих субъектах высокий уровень операций с наличными, скорее всего, связан с широким распространением различного рода финансовых схем, в том числе и по обналичке, — полагает Михаил Хромов.
По его словам, косвенно этот вывод подтверждается тем, что эти регионы также являются лидерами по числу индивидуальных предпринимателей. Кроме того, в некоторых северокавказских субъектах сумма операций по снятию наличных на порядки превышает среднюю сумму безналичной оплаты.
С поправкой на тень
Доля безналичных платежей растет уже несколько лет, отметили в пресс-службе ЦБ. Она будет увеличиваться и дальше. Этот процесс происходит органично благодаря нескольким факторам: развитию технологий и платежной инфраструктуры, скорости, удобству и простоте механизмов безналичной оплаты.
— По нашему мнению, свой вклад в эту динамику внесет и Система быстрых платежей, — добавили в пресс-службе.
СБП была запущена в этом году, на первом этапе переводы были возможны между физлицами, а этой осенью стартовал пилот по оплате товаров и услуг юрлицам, например, в рознице.
Сергей Дейнека соглашается, что запуск системы может в перспективе ускорить развитие и переход всё большего числа пользователей на безналичную оплату.
— Речь не столько об удобстве пользователей, сколько о стоимости эквайринга. Прием безналичных платежей для торговых точек с помощью СБП окажется в два-три раза дешевле, это будет способствовать развитию карточной инфраструктуры, — уверен он.
Но, как прогнозируют в «БКС Премьер», темпы распространения безналичных платежей в видимой перспективе могут замедлиться.
— В некоторых регионах и секторах экономики в силу их специфики безналичные расчеты «приживаются» плохо. Рестораны, сфера услуг тесно связаны с наличным оборотом, как и сфера строительства и мелкая розничная торговля, — уточнил Сергей Дейнека.
Конечно, добавляет аналитик, масштаб спроса на «живые» деньги будет различаться в зависимости от отрасли — например, в сфере строительства наличные зачастую крайне необходимы.