Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В последние дни июня в курортном поселке Шекветили — в часе езды от Батуми — проходила IV Международная летняя театральная школа для студентов и молодых актеров из России, Молдавии, Армении, Азербайджана, Грузии и с Украины, работающих в русских театрах за рубежом. Педагоги ГИТИСа, я в том числе, учили и рассказывали, а молодые люди с утра до вечера делали этюды, заучивали стихи... Школа была просто фантастической! Огорчило одно: в самом ее начале в Тбилиси случился конфликт, резко обостривший отношения между Россией и Грузией.

Россиян даже призывали покинуть страну. Переживая за наших студентов, я тоже в какой-то момент подумал об эвакуации, но в конце концов было принято решение остаться и оно оказалось правильным. В то время, как в столице шли митинги, а радикалы вновь винили во всех бедах Россию, в другой части Грузии мирно репетировали, ели и пили грузины, русские, украинцы, армяне, азербайджанцы и даже американцы. Всех их объединяла любовь и интерес к русскому театру и к русскому слову.

Одним из самых ярких впечатлений для меня стали приезд и выступление выдающегося грузинского режиссера Темура Чхеидзе. Эту встречу, думаю, запомнят на всю жизнь и студенты, и молодые актеры. Хотя подозреваю, что некоторые даже не знали, с режиссером какого уровня они повстречались. Он рассказывал о действии в пьесах Чехова, которых за свою долгую жизнь в искусстве не ставил никогда.

Особенно, конечно, приятно, что эта Летняя школа в Шекветили, состоявшаяся во многом благодаря буйному темпераменту и неисчерпаемому энтузиазму директора тбилисского Русского театра имени Грибоедова Николая Свентицкого, стала торжеством русской театральной школы в самом широком смысле и ГИТИСа в частности. Все руководители театров, которые там были, — из Еревана, Молдавии, Баку — разговаривали с нами о продолжении сотрудничества в рамках созданного в этом году в ГИТИСе Центра непрерывного образования. Если будет такая возможность, мы договорились приглашать актеров из русских театров стран СНГ к нам в Москву или привозить наших мастеров к ним на «гастроли».

Думаю, тут нужна большая государственная программа по поддержке русских театров — прежде всего, конечно, на постсоветском пространстве. Театров, которые часто являются единственными центрами русской культуры в бывших республиках СССР. К сожалению, сегодня такой программы не существует. Это чувствуется. Например, если актеры украинских театров, несмотря ни на что, демонстрируют замечательную и правильную русскую речь, то, допустим актеры Бакинского театра, увы, уже говорят по-русски с существенным национальным акцентом.

Или — другой пример: в этом году в Грузинском университете театра и кино был объявлен прием на русский курс, но, к сожалению, от набора пришлось отказаться, потому что те, кто пришли, никуда не годились. ГИТИС готов профессионально поддерживать наших коллег, но без государственной помощи нам самим это, конечно, не осилить. А кто, кроме нас, заинтересован в том, чтобы русские театры в соседних с нами странах не загнулись? Америка? Вряд ли…

Если мы не будем поддерживать коллективы талантливыми режиссерами, сценографами, программами стажировок и разнообразными курсами повышения квалификации, то в будущем можем потерять эти театры. Многие из них живут непросто, и проблемы их часто не политические. Или политические лишь отчасти. Мне мама рассказывала, как в конце 1940-х годов билеты в Еврейский театр Соломона Михоэлса раздавали бесплатно, потому что они не продавались, — не было желающих. Точно так же сегодня размывается публика русских театров на постсоветском пространстве.

В Киеве Русскому театру удается играть по 70 спектаклей в месяц, но в других столицах подобные постановки становятся всё больше «факультативными». Говорят, недавно угроза закрытия нависла над Ереванским русским театром, хотя, казалось бы, Армения — наш друг. Нужно понимать, что когда мы теряем свои культурные позиции в той или иной республике бывшего СССР, это место мгновенно занимает США. Цель проста — максимально отдалить эти страны от России.

Конечно, искусство в целом и театр в частности — не панацея от всех проблем, но довольно эффективный инструмент народной дипломатии. Напомню, в то время, как в Тбилиси люди на улицах кричали антироссийские лозунги, мы в Шекветили по вечерам все вместе учились готовить хинкали, а на следующий день — украинский борщ. Студенты из Гарварда жарили настоящий грузинский шашлык. Азербайджанцы танцевали армянские танцы, а армяне пели азербайджанские народные песни. А после концерта, который студенты факультета музыкального театра ГИТИСа устроили в ночь на 22 июня — к очередной годовщине начала Великой Отечественной войны, все обнимались и вытирали слезы, понимая, что дороже мира на Земле нет ничего. Оставаясь патриотами своих стран, молодые люди разрушали все выдуманные и навязанные барьеры между государствами и народами.

Автор — ректор ГИТИСа, театральный критик, кандидат филологических наук

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир

Загрузка...