Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января

На сценах Грузии

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский — о том, как русский язык и театральное искусство преодолевают противостояние между государствами
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В последние дни июня в курортном поселке Шекветили — в часе езды от Батуми — проходила IV Международная летняя театральная школа для студентов и молодых актеров из России, Молдавии, Армении, Азербайджана, Грузии и с Украины, работающих в русских театрах за рубежом. Педагоги ГИТИСа, я в том числе, учили и рассказывали, а молодые люди с утра до вечера делали этюды, заучивали стихи... Школа была просто фантастической! Огорчило одно: в самом ее начале в Тбилиси случился конфликт, резко обостривший отношения между Россией и Грузией.

Россиян даже призывали покинуть страну. Переживая за наших студентов, я тоже в какой-то момент подумал об эвакуации, но в конце концов было принято решение остаться и оно оказалось правильным. В то время, как в столице шли митинги, а радикалы вновь винили во всех бедах Россию, в другой части Грузии мирно репетировали, ели и пили грузины, русские, украинцы, армяне, азербайджанцы и даже американцы. Всех их объединяла любовь и интерес к русскому театру и к русскому слову.

Одним из самых ярких впечатлений для меня стали приезд и выступление выдающегося грузинского режиссера Темура Чхеидзе. Эту встречу, думаю, запомнят на всю жизнь и студенты, и молодые актеры. Хотя подозреваю, что некоторые даже не знали, с режиссером какого уровня они повстречались. Он рассказывал о действии в пьесах Чехова, которых за свою долгую жизнь в искусстве не ставил никогда.

Особенно, конечно, приятно, что эта Летняя школа в Шекветили, состоявшаяся во многом благодаря буйному темпераменту и неисчерпаемому энтузиазму директора тбилисского Русского театра имени Грибоедова Николая Свентицкого, стала торжеством русской театральной школы в самом широком смысле и ГИТИСа в частности. Все руководители театров, которые там были, — из Еревана, Молдавии, Баку — разговаривали с нами о продолжении сотрудничества в рамках созданного в этом году в ГИТИСе Центра непрерывного образования. Если будет такая возможность, мы договорились приглашать актеров из русских театров стран СНГ к нам в Москву или привозить наших мастеров к ним на «гастроли».

Думаю, тут нужна большая государственная программа по поддержке русских театров — прежде всего, конечно, на постсоветском пространстве. Театров, которые часто являются единственными центрами русской культуры в бывших республиках СССР. К сожалению, сегодня такой программы не существует. Это чувствуется. Например, если актеры украинских театров, несмотря ни на что, демонстрируют замечательную и правильную русскую речь, то, допустим актеры Бакинского театра, увы, уже говорят по-русски с существенным национальным акцентом.

Или — другой пример: в этом году в Грузинском университете театра и кино был объявлен прием на русский курс, но, к сожалению, от набора пришлось отказаться, потому что те, кто пришли, никуда не годились. ГИТИС готов профессионально поддерживать наших коллег, но без государственной помощи нам самим это, конечно, не осилить. А кто, кроме нас, заинтересован в том, чтобы русские театры в соседних с нами странах не загнулись? Америка? Вряд ли…

Если мы не будем поддерживать коллективы талантливыми режиссерами, сценографами, программами стажировок и разнообразными курсами повышения квалификации, то в будущем можем потерять эти театры. Многие из них живут непросто, и проблемы их часто не политические. Или политические лишь отчасти. Мне мама рассказывала, как в конце 1940-х годов билеты в Еврейский театр Соломона Михоэлса раздавали бесплатно, потому что они не продавались, — не было желающих. Точно так же сегодня размывается публика русских театров на постсоветском пространстве.

В Киеве Русскому театру удается играть по 70 спектаклей в месяц, но в других столицах подобные постановки становятся всё больше «факультативными». Говорят, недавно угроза закрытия нависла над Ереванским русским театром, хотя, казалось бы, Армения — наш друг. Нужно понимать, что когда мы теряем свои культурные позиции в той или иной республике бывшего СССР, это место мгновенно занимает США. Цель проста — максимально отдалить эти страны от России.

Конечно, искусство в целом и театр в частности — не панацея от всех проблем, но довольно эффективный инструмент народной дипломатии. Напомню, в то время, как в Тбилиси люди на улицах кричали антироссийские лозунги, мы в Шекветили по вечерам все вместе учились готовить хинкали, а на следующий день — украинский борщ. Студенты из Гарварда жарили настоящий грузинский шашлык. Азербайджанцы танцевали армянские танцы, а армяне пели азербайджанские народные песни. А после концерта, который студенты факультета музыкального театра ГИТИСа устроили в ночь на 22 июня — к очередной годовщине начала Великой Отечественной войны, все обнимались и вытирали слезы, понимая, что дороже мира на Земле нет ничего. Оставаясь патриотами своих стран, молодые люди разрушали все выдуманные и навязанные барьеры между государствами и народами.

Автор — ректор ГИТИСа, театральный критик, кандидат филологических наук

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир