На Украине оформился еще один церковный раскол. Как уже повелось в новейшей истории этой страны, его устроил Филарет, почетный «патриарх» «Православной церкви Украины» (ПЦУ), которая появилась в декабре 2018 года при непосредственном участии экс-президента Петра Порошенко и Константинопольского патриархата. Филарет 20 июня провел во Владимирском соборе Киева так называемый поместный собор «Украинской православной церкви Киевского патриархата» (УПЦ КП), на котором объявил о возрождении этой самой «церкви». В итоге ПЦУ, просуществовав чуть более полугода, раскололась на две структуры.
Названное событие имеет важное значение для нынешней религиозно-политической ситуации. Раскол в лагере раскольников — это, прежде всего, дискредитация самой идеи ПЦУ. Как оказалось, эта «церковь», будучи изначально политическим проектом, может полноценно функционировать только при наличии внешнего гаранта своего единства, каким и был для нее бывший глава государства Петр Порошенко. Характерно, что после президентских выборов в апреле 2019-го практически прекратились «переходы» общин канонической УПЦ Московского патриархата в ПЦУ.
Одновременно состоявшийся раскол делает малоперспективными устремления раскольников добиться признания ПЦУ в православном мире. Поместные церкви вряд ли пойдут на установление общения с «церковью», созданной с грубейшим попранием канонических норм и разделившейся вскоре после своего появления. Хотя вероятность такого признания отдельными церквями всё же сохраняется по политическим мотивам.
Теперь вероятным представляется обострение борьбы между двумя раскольническими группами. Прежде всего, за киевское недвижимое церковное имущество. Для Филарета, продолжающего контролировать финансы УПЦ КП, важно удержать за собой храмы и монастыри украинской столицы, права на которые упомянутый собор провозгласил за «Киевским патриархатом». В ближайшее время мы можем стать свидетелями противостояний в суде между юристами ПЦУ и УПЦ КП. С учетом того, что юридически УПЦ КП не прекратила своего существования, шансы на успех у Филарета имеются.
В то же время, нельзя исключать сценарии рейдерских захватов филаретовских храмов пэцэушниками. Епифаний, очевидно, постарается максимально ограничить в Киеве сферы влияния своего бывшего наставника. При этом он сможет опереться на радикально настроенные силы. Так, 13 июня глава ПЦУ встретился с представителями националистов, в том числе с лидером партии «Свобода» Олегом Тягнибоком и руководителем неонацистской организации «Патриот Украины» Андреем Билецким. Вероятно, Епифаний сможет при необходимости рассчитывать на силовой блок радикалов, ожидающих от ПЦУ поддержки накануне парламентских выборов.
Синод ПЦУ, состоявшийся 24 июня, лишил Филарета «канонических прав и обязанностей», связанных с управлением Киевской епархии, оставив его в составе епископата ПЦУ. В то же время из ПЦУ были изгнаны два «епископа» из Белгородской епархии УПЦ КП, поддержавших Филарета. Почему в отношении Филарета не были применены более жесткие санкции? Во-первых, они сыграли бы против самой ПЦУ, подчеркнув трагикомичность сложившейся ситуации — вот, мол ПЦУ наказывает Филарета, которого менее года назад «реабилитировал» Константинопольский патриарх Варфоломей. Во-вторых, в ПЦУ, похоже, всё еще надеются на то, чтобы по-хорошему договориться с Филаретом и избежать крупных конфликтов, определенно несущих репарационные потери для всех сторон, участвовавших в продвижении пэцэушного проекта.
Немаловажно и то, кого в этом противостоянии поддержат действующие власти. УПЦ КП, которая, помимо Филарета, насчитывает еще несколько «епископов» и пару десятков священников, возлагает на нынешнее руководство страны большие надежды. «Поместный собор» УПЦ КП направил в адрес президента Владимира Зеленского обращение с просьбой поддержать «Киевский патриархат». Далее Филарет попросил министра внутренних дел Украины Арсена Авакова защитить интересы УПЦ КП в споре с ПЦУ за право владения столичными Свято-Феодосиевским монастырем и Успенским храмом. Это только начало борьбы за имущество между двумя раскольническими группами. И без поддержки украинского государства филаретовскую «церковь», скорее всего, ждет постепенная маргинализация, даже несмотря на то что Филарет уже приступил к возрождению епископата УПЦ КП, совершив две епископские «хиротонии».
Вопрос, окажет ли президент Владимир Зеленский поддержку Филарету, весьма интересный. С одной стороны, перед прошедшими президентскими выборами Зеленский и Филарет сделали в адрес друг друга несколько комплиментарных заявлений, что позволило предположить: «патриарх» станет партнером нового президента. К тому же Епифаний и компания активно пиарили Порошенко как «творца» ПЦУ.
Сейчас же, накануне выборов в Верховную раду в июле, «Слуге народа» и его партии также не стоит особо рассчитывать на поддержку электората из числа сторонников ПЦУ. На первый взгляд, это может говорить о том, что нынешний президент не оставит Филарета без помощи. Однако не всё так просто. Более важно то, что в укреплении позиций ПЦУ заинтересованы заокеанские кураторы Зеленского. Среди кандидатов в депутаты от партии президента есть лица, которые имеют связи с политическими элитами США и, очевидно, будут оказывать поддержку ПЦУ (например, Святослав Юраш, сын Андрея Юраша, возглавляющего департамент по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины). В таких условиях более вероятным представляется вариант постепенного дрейфа команды Зеленского в сторону покровительства ПЦУ. По этой же причине вполне возможно возобновление давления на каноническую УПЦ МП. Уже сейчас раскольники из ПЦУ, ощущая собственную безнаказанность, при поддержке радикалов возобновляют попытки захватывать имущество УПЦ, как, например, это недавно было в селе Постойное Ровенской области.
Несмотря на то что риски остаться в изоляции для Филарета достаточно высокие, он вряд ли опустит руки и откажется от своей цели быть реально действующим «патриархом». Восстановленный же «Киевский патриархат» еще долго будет указывать на балаганный характер ПЦУ и антиканонические деяния ее создателей.
Автор — эксперт Российского института стратегических исследований
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции