Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
На Украине объяснили открытие второго центра рекрутинга в ВСУ «высоким спросом»
Армия
Генштаб ВС РФ пообещал не отправлять срочников весеннего призыва в зону СВО
Мир
Лавров дал понять, что не Макрону говорить о недоговороспособности России
Общество
Госдуму попросили решить проблему с доступом к коммуникациям в коттеджных поселках
Мир
Посол Антонов назвал непристойными заявления Байдена в адрес Путина
Мир
В Британии допустили скорое поражение Украины в конфликте
Армия
В общевойсковых армиях создадут мобильные группы по борьбе с дронами
Общество
Вильфанд предрек аномальное тепло в Москве в начале апреля
Мир
В постпредстве России заявили о перепредставленности Запада в СБ ООН
Мир
В США заявили о снижении риска эскалации конфликта на Украине
Мир
Лавров назвал Европу одной из главных пострадавших сторон в украинском кризисе
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Днепропетровской области и Черкассах
Мир
Полянский заявил о выдаче Косово карт-бланша на бесчинства против сербов
Мир
Лавров уличил Запад в отсутствии логики в обвинениях в адрес России
Мир
Авиация коалиции США четыре раза за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Общество
В России могут ввести блокировку публикаций в соцсетях видео с убийствами и пытками

Избирательная защита: новый антипиратский пакет не учитывает интересы многих игроков

Представители музыкальной индустрии предлагают сосредоточиться на составлении «белого» реестра в качестве альтернативы
0
Фото: Depositphotos
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Очередной пакет антипиратского законодательства может быть принят в России уже осенью 2019 года: законопроект фактически закрепляет и развивает положения уже существующего меморандума, подписанного между поисковиками, медиахолдингами и производителями кино и телевизионного контента. Однако игроки целого ряда индустрий — музыкальной, издательской, игровой — предупреждают, что их интересы в нем не учтены, а значит, полностью решить вопрос с нелегальным распространением контента не удастся. Подробнее об этом и о том, может ли «белый» список стать альтернативой предлагаемым мерам — в материале «Известий».

Мошенничество на миллиарды

Постепенное ужесточение мер по противодействию нелегальному использованию контента, то есть пиратству, продолжается в России с 2013 года. Тогда закон предусматривал блокировку сайтов с неправомерно используемым контентом до подачи судебного иска по существу. Второй антипиратский пакет был принят в 2015 году и позволил правообладателям добиваться вечной блокировки пиратских сайтов. Очередные поправки, которые предусматривали блокировку «зеркал» пиратских сайтов, были приняты в 2017 году. Кроме того, поисковики на законодательном уровне обязали удалять из выдачи ссылки на такие ресурсы.

Тем не менее ни одна из принятых мер до сих существенно ситуацию не изменила. Связано это, как говорят участники рынка, во многом с тем, что процесс усовершенствования законодательства запаздывает, поэтому новые меры вводятся уже после того, как «пираты» успевают освоить и начать активно использовать те или иные механизмы. Так, по мнению экспертов, закон о блокировке «зеркал» пиратских сайтов был принят как минимум через год после того, как эта сфера начала активно развиваться.

Всё это приводит к колоссальным финансовым потерям. В частности, по оценкам министра культуры РФ Владимира Мединского, из-за деятельности пиратов экономика ежегодно недосчитывается от 40 до 70 млрд рублей. Чтобы решить эту проблему, в феврале 2019 года Минкульт внес собственный законопроект, который должен дать возможность блокировать интернет-ресурсы с противоправным контентом без суда, правообладатели при этом смогут обращаться к провайдерам напрямую. Однако с тем, что этот документ позволит решить накопившиеся проблемы, согласны далеко не все.

Избирательное действие

Инициатива предлагает на законодательном уровне зафиксировать основные положения меморандума о борьбе с пиратским контентом, подписанного еще осенью 2018-го. В нем приняли участие поисковики («Яндекс», Mail.ru, Rambler), сервис «Кинопоиск», Ассоциация продюсеров кино и телевидения и крупнейшие медиахолдинги, в том числе Первый канал, ВГТРК, «СТС Медиа», «Газпром-Медиа Холдинг» (это телеканалы НТВ, ТНТ, ТВ3, «Пятница», «Матч ТВ»), «Национальная Медиа Группа» (РЕН ТВ и Пятый канал).

Согласно документу, медиахолдинги формируют собственный реестр ссылок на пиратский контент, который поисковики обязуются проверять каждые пять минут, исключая указанные в нем сайты из поисковой выдачи.

Срок действия меморандума истекает 1 сентября 2019 года, и участники соглашения, вероятнее всего, хотят закрепить свои договоренности — поддерживает их, судя по всему, и Минкультуры. Однако бьют тревогу остальные участники рынка, новый законопроект оставляет за бортом тех, кто производит другие виды контента. В частности, неучтенными оказались интересы музыкальной индустрии, издателей, разработчиков видеоигр и программного обеспечения.

На это указывает и комментарий Владимира Мединского, который он дал журналистам в ходе Петербургского международного экономического форума. Тогда глава Минкульта, рассказывая о борьбе с пиратством, сосредоточился исключительно на видеоконтенте и нуждах киноиндустрии. Эта позиция не прошла незамеченной для других участников рынка.

«Надеюсь, сообществом будет принята более жесткая позиция по отношению к пиратству, которое есть по сути прямое хищение собственности, хищение интеллектуального продукта и уничтожение всякой перспективы развития качественного кинопроизводства в нашей стране», — отметил министр в ходе ПМЭФ.

Тогда же, в рамках форума, глава другого профильного ведомства, Роскомнадзора, Александр Жаров сообщил, что законопроект планируется внести на рассмотрение Госдумы осенью. При этом он пообещал проработать существующие белые пятна, но, как следует из его слов, в обсуждении будут принимать участие только представители интернет-отрасли, телевещатели и члены Ассоциации продюсеров кино и телевидения — участники Медиакоммуникационного союза.

— У нас на следующей неделе обсуждение инициатив Медиакоммуникационного союза, поскольку именно он вместе с «Яндексом» и готовил данный законопроект. Мы все развилки обсудим, уверен, ликвидируем. К сентябрю, как мы планировали, должны вносить данный законопроект в Госдуму, — заявил глава Роскомнадзора.

Генеральный директор Первого канала Константин Эрнст ранее назвал удаление сайтов из поисковой выдачи главным инструментом в борьбе с пиратством, отметив, что именно поисковики приносят производителям нелегального контента до 75% прибыли. Идею законодательно обязать поисковые ресурсы оперативнее реагировать на появление пиратского контента ранее также поддержала член совета директоров Rambler Group Екатерина Лапшина.

— К сожалению, сейчас нормы действующего меморандума, не умаляя его силу и важность тех тенденций, которые он заложил, не позволяют сделать ничего. То есть 2–3 часа реагирования — это ситуация, когда матч прошел, соответственно, всё уже случилось, а мы еще ищем пиратов и пытаемся их блокировать, — отметила она.

«Белая» альтернатива

Пока многие участники меморандума, судя по всему, считают принятие нового закона вопросом решенным, представители других отраслей не только высказывают свою озабоченность ситуацией с распространением нелегального контента, но и предлагают альтернативный подход к ее решению.

— Нас очень сильно волнует вопрос нелегального использования музыки в мобильных приложениях, экосистемах Google и Apple. Мы видим в AppStore и GooglePlay разгул воровства нашей интеллектуальной собственности, а значит, в антипиратском меморандуме есть недочеты, как и в проекте закона на его основе (о защите авторских прав в интернете. — Ред.),объясняет генеральный директор Warner Music Russia Александр Блинов.

При этом, учитывая масштаб проблемы, правильнее было бы сосредоточиться не на вычислении «пиратов», а на работе с легальными производителями контента, настаивает он.

— Полностью победить пиратство невозможно, но вполне реально усовершенствовать законодательство и уменьшить масштаб пиратства в России, подорвать его экономическую базу. Вместо «черных» списков могут работать «белые», потому что легальные ресурсы определить проще, — убежден Александр Блинов.

Идею переиграть пиратов, которые сотнями создают «зеркала», не механическим удалением постоянно возрастающего количества ссылок, а технологически иным способом, выдвинула на ПМЭФ вице-президент Ассоциации IPChain, заместитель генерального директора цифрового сервиса n’RIS Валерия Брусникина. Она также считает «белый» реестр, объединяющий легальных игроков, достойной альтернативой привычным «черным» спискам.

— Поисковики, обращаясь к списку лицензированных ресурсов, будут иметь возможность удалять из выдачи все остальные, отсутствующие в «белом» реестре. Для этой цели инфраструктура IPChain, к которой подключены участники рынка и крупнейшие правообладатели, уже сейчас может предоставить технологические инструменты, — подчеркнула она.

С тем, что закон необходимо доработать и расширить, согласен и музыкальный продюсер Алексей Лукинов. По его мнению, главным недостатком существующего антипиратского меморандума является именно тот факт, что он не учитывает интересы музыкальной индустрии.

— Механизмы борьбы с нелегальным контентом, которые сейчас применяются в России, неудобны для нашего рынка: музыкальную продукцию очень легко разместить на «зеркальном» сайте, а если «зеркала» не блокировать оперативно, их количество становится колоссальным, — рассказывает он.

Ситуация, по словам Алексея Лукинова, усугубляется тем, что музыка «легче» видеоконтента, поэтому скачивается быстрее, а значит, оказывается более уязвимой, чем фильмы или телевизионный контент.

— Самым эффективным методом борьбы с нелегальным контентом я считаю «белые» списки. Если мы начнем их использовать, то правообладателям благодаря автоматизированному инструменту больше не нужно будет искать, кто нарушил их права, как это происходит сейчас с «черным» реестром. Еще пять-шесть лет назад эта идея была трудно реализуемой, но сегодня ее несложно воплотить в жизнь с помощью современных IT-технологий, — подчеркивает Алексей Лукинов.

Еще раньше о том, что антипиратский меморандум вычеркивает их из правового поля, заявили книгоиздатели. Так, президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков еще осенью 2018-го заявлял журналистам, что принятие меморандума могло и должно было охватить все типы контента, охраняемого авторским правом. Вместо этого, по его словам, сложившаяся ситуация оказалась «не вполне справедлива».​ И если к представителям разных отраслей, связанных с производством и распространением контента, сегодня не прислушаются, такой она, скорее всего, и будет оставаться.

Прямой эфир