Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В эти дни евреи во всем мире отмечают Шавуот — праздник дарования Торы, а точнее, Десяти заповедей, ставших основой веры не только для нашего народа, но и для приверженцев всех монотеистических религий. Это событие произошло через 50 дней после выхода из Египта, когда наши предки находились в пустыне и всеми силами пытались сделаться достойными такого дара.

В дни Шавуот, единственный раз за всю историю человечества, Б-г одновременно говорил с несколькими сотнями тысяч человек, что собрались у подножья горы Синай. Сотни тысяч слышали Его голос, видели то, что никогда прежде, да и потом никогда людям не открывалось. Уже сам этот факт убедительно свидетельствует об особой важности праздника.

На первый взгляд, это может показаться странным. К чему такая торжественность, если в Десяти заповедях Г-сподних речь идет о самых простых вещах? «Я, Б-г, который вывел тебя из Египта, из дома рабства» — это прекрасно знали все, кто стоял у горы Синай в дни Шавуот, и они, разумеется, передавали историю своего чудесного спасения потомкам. «Чти отца и мать», «не убивай», «не кради» — самые, вроде бы, элементарные вещи, которые вовсе не требуют великой мудрости, чтобы понимать и соблюдать! В чем же особая важность этих заповедей — и, соответственно, праздника, посвященного их обретению?

Наши мудрецы учат, что, несмотря на кажущуюся простоту, заповеди содержат в себе важнейший урок для каждого человека в каждый момент его жизни. Они показывают нам, что связь с Б-гом должна осуществляться не только и не столько через раскрытие тайн, через медитацию и эзотерику, сколько через обычное наше поведение в повседневной жизни. Заповеди напоминают нам, что Б-г пребывает не только в храме и в доме учения — он повсюду и всегда с нами, с каждым из нас! Соответственно, религия — это не только и не столько соблюдение обрядов, сколько образ жизни, основанной на вечных ценностях. И ценности эти относятся не только к сфере наших отношений с Создателем, но и ко всем областям межчеловеческих отношений.

Человек, который верит в Б-га, не может пренебрегать самой что ни на есть бытовой моралью. Только тот, кто чтит своих родителей, способен почитать Г-спода. Только тот, кто безупречно честен в повседневных делах, может считаться истинно верующим. Иными словами — вера в единого Б-га это в первую очередь признание того, что есть высший авторитет, который задает нам правила поведения и праведные ориентиры абсолютно во всех жизненных ситуациях!

И поговорка, что нет правила без исключения, тут неприменима. Она относится к правилам, которые устанавливают люди, а люди не могут заранее предусмотреть все жизненные ситуации. Но Десять заповедей даны Б-гом, и потому они абсолютны: их надо выполнять не потому, что они разумны и логичны (хотя они, разумеется, и разумны, и логичны), а просто потому, что такова воля Того, Кто создал этот мир и всех нас.

Эта мысль, как мне представляется, особенно актуальна в наше время. Сегодня главный глобальный вызов, главная угроза, исходящая от человека, — это, без сомнения, международный терроризм. И мы, к сожалению, очень часто узнаём, что террористы, совершая свои преступные деяния, используют религиозные лозунги. Но значит ли это, что вера в единого Б-га способна порождать терроризм? Для нас, верующих людей, отрицательный ответ однозначен, и текст Десяти заповедей прямо об этом говорит. Заповедь «не убий» абсолютна, потому что мы все дети одного небесного Отца и террорист по определению поднимает преступную руку на собственного брата. А если он еще и утверждает, будто совершает свое злодеяние по воле Отца, — это вообще верх цинизма и очевидное нарушение запрета на поминание имени Б-жьего всуе.

Поэтому в дни Шавуот, вспоминая о даровании Закона и заповедей, мы призываем всех людей, всё общество сосредоточиться на том, чтобы воспитывать молодое поколение на вечных ценностях, полученных от Вс-вышнего. Только тогда, когда Десять заповедей реально будут определять жизнь каждого человека, эта жизнь будет надежно гарантирована и все мы сможем реально улучшать окружающий мир, делая его таким, каким его хочет видеть Б-г.

Автор — главный раввин России

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Прямой эфир

Загрузка...