Минфин подготовил поправки в Налоговый кодекс (НК). Теперь, если законопроект будет принят, некоторые виды платежей и сборов превратятся в налоги. Речь идет об экологическом, утилизационном, гостиничном сборах, «Платоне», а также о платеже с операторов связи.
Зачем это было сделано? Чем эта перемена статуса обернется для предпринимателей? И почему бизнес, который еще недавно выступал за систематизацию неналоговых платежей, сейчас недоволен инициативой Минфина?
Чтобы разобраться в ситуации, нужно вернуться на некоторое время назад. Вспомним, что до 2018 года в России действовал мораторий на увеличение налоговой нагрузки для секторов экономики, не связанных с добычей и экспортом нефти и газа. Такое решение было принято для стимулирования экономического роста, и формально было выполнено — ставки налогов в период с 2012 по 2018 год действительно не повышались. Однако это не означает, что фискальная нагрузка в этот период не росла.
Дело в том, что в России, помимо налогов, существует множество других платежей, которые юридически налогами не называются, но являются ими фактически, то есть так же обязательны к уплате, имеют свою базу и ставку. На такие сборы указанный мораторий не распространялся. В результате получилось, что за период 2012–2018 годы реальная нагрузка на бизнес выросла, и довольно существенно. Произошло это в том числе за счет появления новых неналоговых платежей и повышения ставок по старым.
Хороший пример — утилизационный сбор. Он появился в 2012 году как мера «защиты» от импорта дешевых старых иномарок и принес в казну 18 млрд рублей. С 2014-го сбор стал распространяться на отечественное производство, и сумма доходов в бюджет в тот год превысила уже 102 млрд рублей. В последующие годы под действие утилизационного сбора попадало всё большее число транспортных средств, росли ставки, и в 2018 году поступления в бюджет составили 263 млрд рублей.
Такое положение вещей заставило бизнес обратиться к правительству с призывом рассмотреть вопрос о контроле над такими квазиналогами. Поручение разобраться было дано Минфину.
Он проделал большую работу по анализу существующей системы неналоговых платежей и пришел к выводу, что некоторые виды сборов действительно по своей сути налоги, поэтому их целесообразно было бы включить в НК, и подготовило соответствующие поправки.
Чем эта смена юридического статуса грозит бизнесу? По большому счету — ничем. Ведь простое включение этих платежей в число налогов — чисто техническая процедура, которая никак не влияет ни на ставку этих сборов, ни на их базу. Единственное, что меняется, это уровень ответственности за нарушение законодательства, поскольку «уход от налогов» имеет более суровые административные и прочие последствия, чем неуплата неналоговых сборов. Таким образом, на законопослушного и не планирующего уклоняться налогоплательщика предлагаемые новации не окажут никакого негативного воздействия.
Эта мера не должна иметь влияния и на доходы бюджетной системы — сейчас эти виды поступлений так же зачисляются в федеральную казну или бюджеты регионов. Технические нюансы администрирования могут поменяться, но не более того.
Таким образом, формальная смена статуса для ряда неналоговых платежей не должна принести ни бизнесу, ни бюджету, ни экономике в целом никаких существенных негативных последствий. Наоборот. Вносить поправки в Кодекс гораздо труднее, чем в отдельные мелкие акты, поскольку требует больше согласований и общественной дискуссии. Следовательно, можно предположить, что налоговые условия станут более стабильными, а вносимые в дальнейшем изменения — более продуманными. Иными словами, консолидация всех видов обязательных платежей в рамках единого документа (в частности, Налогового кодекса) повысит уровень прозрачности российского законодательства и будет способствовать упрощению процессов планирования и созданию более предсказуемой среды для предпринимательства.
Чем же недоволен бизнес? Возможно, тем, что, требуя контроля над неналоговыми платежами, он имел в виду прежде всего не их юридический статус, а рост квазиналоговой нагрузки. Возможно даже, он надеялся на ее снижение или рассчитывал на очередной мораторий на повышение ставок, но уже по более широкому кругу платежей. Однако эти ожидания не оправдались. Вместо уменьшения объема неналоговых сборов бизнес получил их трансформацию в налоги и рост ответственности за их неуплату, и поэтому разочарован.
Автор — руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции