Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Не стало великого режиссера Марлена Хуциева. С Марленом Мартыновичем мне довелось поработать всего раз — в радиоспектакле 2000 года, посвященном Александру Сергеевичу Пушкину. Но память об этом общении я сохранил навсегда. Марлен Мартынович делал очень немногочисленные, короткие, но точнейшие режиссерские замечания. Однако больше всего поражало другое — отсутствие какой-либо позы.

Наверное, любой, кто знал великого режиссера, подтвердит: манеру общения Марлена Хуциева отличала невероятная простота, искренность, отсутствие желания поучать кого-либо. У Марлена Мартыновича не было осознания себя как выдающегося человека. Кажется, он всегда ощущал себя просто работником кино. Может быть даже, рядовым работником. Никогда в его поведении не чувствовалось ни тени высокомерия.

А он имел право на многое, если иметь в виду его заслуги и роль в истории нашего отечественного кинематографа. Его фильмами мы восхищались, наслаждались и на них учились.

Фильм «Весна на Заречной улице» был невероятно популярен и любим миллионами людей. И уже в этой дебютной картине, снятой в соавторстве с Феликсом Миронером, отчетливо проявилась любовь самого Хуциева к простоте, его стремление ухватить сущность жизни. Хуциев, обладая тонким и интеллектуально мощным режиссерским талантом, обращал свое внимание на самые простые и в то же время основополагающие человеческие черты. Образ Саши, сыгранный Николаем Рыбниковым в этом фильме, прекрасное тому подтверждение.

Потом были «Застава Ильича», «Июльский дождь», но лично на меня огромное впечатление произвел телефильм 1970 года «Был месяц май». Это размышление о последствиях войны, о памяти, о людях тех лет, невероятно искреннее и пронзительное. Я буквально бежал каждый раз к телевизору, когда его показывали, чтобы не пропустить ни единого кадра.

Как-то раз я встретился с Марленом Мартыновичем близ Художественного театра. Мы шли на похороны Евгения Евстигнеева. Дело было в начале марта, на улице холодно. Но, увидев меня, Марлен Мартынович снял ушанку, и мне пришлось последовать его примеру. Тогда я понял раз и навсегда, что при встрече надо снимать головной убор.

Это был такой урок, невольно данный мне человеком, хранящим важнейшие человеческие традиции взаимного уважения. С тех пор я стараюсь не забывать снимать шапку, когда встречаю знакомых на улице.

Казалось бы, незначительный эпизод — показателен. Думаю, что всем, кому посчастливилось с Марленом Мартыновичем общаться, получили множество подобных уроков. Он был человеком чести и необычной скромности, эталоном поведения. Не только в плане профессии, но и в отношении жизни в целом.

Мы должны учиться у него и дальше, но только теперь уже не в личном общении, а благодаря его прекрасным фильмам. Еще многим и многим поколениям будет что в них почерпнуть.

Автор — актер, народный артист России, лауреат Государственной премии РФ

Прямой эфир

Загрузка...