Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Армения подтвердила участие в саммите НАТО в Вашингтоне
Общество
Губернатор Беглов открыл праздничный концерт «Алые паруса»
Мир
В Пентагоне назвали полеты ВВС США над международными водами законными
Мир
МИД РФ назвал доклад Госдепа о вероисповедании отражением деградации связей РФ и США
Спорт
МОК допустил четырех дзюдоистов и двоих каноистов из РФ к участию в Олимпиаде
Общество
Защита Блиновского подала ходатайство в СК о прекращении его розыска
Экономика
«Газпром» запустит поставки в КНР по дальневосточному маршруту в 2027 году
Политика
Захарова заявила о провале всех попыток ЕС разрушить экономику России санкциями
Мир
МИД Германии рекомендовал немецким журналистам покинуть Россию
Общество
Выпускникам из Мариуполя перед началом «Алых парусов» вручили аттестаты
Спорт
Российские дзюдоисты отказались от участия в Олимпийских играх в Париже
Политика
Путин предложил Совбезу обсудить шаги в отношении моратория на развертывание РСМД
Общество
В Минздраве сообщили о нахождении в больницах 108 пациентов с ботулизмом
Общество
Замгендиректора визовой службы МВД заподозрили в получении взятки в крупном размере
Мир
На Украине заявили о невозможности восстановить разрушенную Бурштынскую ТЭС
Мир
В Сирии беспилотник MQ-9 Reaper коалиции США опасно приблизился к Су-35 ВКС РФ
Происшествия
Водитель электросамоката сбил пятилетнего мальчика на Красной площади

Карты, деньги... дети?

0
Фото: Getty Images/Hispanolistic
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Давать ли ребенку карманные деньги и сколько, разрешать ли копить на крупные покупки или же подбирать все гаджеты самостоятельно, приурочивая ко дню рождения или другим праздникам, как контролировать траты и с чего начать разговор о деньгах — банки предлагают свои услуги и возможности для решения этих вопросов.

«Как папа»: сегодня почувствовать себя взрослым ребенок сможет еще и потому, что все его карманные деньги могут храниться на вполне взрослой пластиковой карте, но... его личной.

Конечно, услуга выпуска детских банковских карт ориентирована в первую очередь на то, что дети хотят подражать родителям даже в том, что касается покупок. В этом смысле здесь все по-взрослому: и мобильный банк, и кэшбэк, и скидки, и накопительные системы. Только в гораздо меньшем объе­ме — чтобы интерес не угасал, но при этом и не заходил слишком далеко.

Финансовая грамотность со школьной скамьи

Идея детских карт не нова. Очевидно, что клиент лояльнее относится к брендам, с которыми уже сталкивался ранее, поэтому банки решили «выращивать» свою аудиторию, завоевывая ее с самого детства, — в большинстве такие продукты ориентированы на публику с 6 до 17 лет.

— Если сегодняшнему школьнику предложить классный и удобный продукт, то завтра, когда он сможет открыть свою карту, он выберет ваш банк, — уверена Анна Михина, руководитель отдела развития мобильных продуктов Тинькофф Банка. — К тому же подростки любят делиться тем, что им интересно. Так что их друзья и родители — тоже потенциальные клиенты.

Эксперты соглашаются — эпоха бумажных денег, кажется, проходит. В этом смысле выглядит гораздо более уместным с раннего возраста обучать ребенка считать деньги, не имея их в кармане. Тем более учет «виртуальной» наличности выглядит гораздо более сложным и ответственным делом.

Однако нет ли риска в том, что ребенок не поймет, что это — настоящие деньги, заработанные мамой или папой? Ведь для того чтобы потратить, ему достаточно просто приложить смартфон к терминалу.

— Карты — часть взрослого мира, их использованию тоже надо учиться, — считает когнитивно-поведенческий психолог, консультант по детско-родительским отношениям Оксана Фадеева. — Имея свою карту, ребенок начинает понимать, что это не какой-то волшебный банкомат выдает купюры. Волшебства нет — сколько положил, столько и взял.

Вообще, взаимоотношения детей с деньгами — очень тонкая и сложная схема, в которой важно научить ребенка зарабатывать и тратить, но при этом не вырастить из него меркантильного транжиру, который будет требовать оплаты собственных оценок и спускать все на игровые автоматы.

Деньги — это не только цифры и купюры. Это история про ресурсы, власть, отношения, способы коммуникации. Именно поэтому обращению с деньгами нужно учить с детства. А как учить, если не давать немного своих? Ребенок должен чувствовать, что это — его и он может распорядиться своими накоплениями. Но как? Можно сразу потратить все на леденцы, можно подкопить и купить «Лего». А можно порадовать папу на день рождения шоколадкой. То есть тут вырисовываются разные интересные сценарии, которые маленький человек может пробовать и делать выводы.

— Зарабатывать ребенок тоже может, но только за «экстра-сервис». Допустим, в его обязанности входит порядок в детской. Но если он возьмется вымыть полы в остальной квартире, это можно оплатить. Или вознаградить за особые успехи в школе. Подростку же лучше помочь поискать подработку на стороне, — объясняет Оксана Фадеева.

Совместное планирование бюджета на месяц и обозначение перспектив — «станешь старше и тоже будешь зарабатывать» — помогут ребенку понять, что и откуда берется и куда девается.

В целом специалисты по детской психологии рекомендуют в финансовом плане держать ребенка «чуть-чуть голодным», не удовлетворяя все его желания сразу, всегда должен быть стимул что-то делать самостоятельно.

Банки спешат на помощь

Появившиеся в последнее время на рынке детские мобильные приложения для смартфонов помогают и детям почувствовать себя взрослыми, и родителям частично снять с себя образовательные заботы: азы финансовой грамотности в них изложены легко, доступно и интересно.

Первые мобильные приложения, ориентированные на детей, появились на рынке около года назад. Самые заметные предлагают Сбербанк (СберKids), Райффайзен (Reiffeisen.Start), Почта-банк (Почта Банк. Младший) и Тинькофф с недавно запущенным Тинькофф Junior.

Работает это так: родитель, желающий открыть счет для своего отпрыс­ка, скачивает на смартфон ребенка приложение. Затем в своем онлайн-банке регистрирует данные ребенка: где-то достаточно имени, даты рождения и номера телефона, а где-то потребуется отсканировать свидетельство о рождении.

После этого необходимо через свое приложение или онлайн-банк заказать дополнительную карту на имя ребенка. К приложению можно, например, привязать уже имеющуюся у ребенка дебетовую карту.

В детском мобильном банкинге действуют ограничения по возрасту на определенные операции: дети могут пользоваться картой с 6 лет только при условии, что она привязана к счету родителей.

Кроме того, такие приложения, как Raiffeisen.Start, СберKids или недавно вышедший на рынок Тинькофф Junior, предлагают маленьким клиентам дополнительные услуги — например, возможность накопить на определенную покупку или составить виш-лист.

Карта может быть как реальной, так и виртуальной, причем во втором случае на нее накладывается больше ограничений. В Сбербанке, например, настоящий «пластик» подростки могут завести лишь с 14 лет. А оплатить что-то виртуальной картой в реальном магазине можно только при наличии смартфона с технологией бесконтактных платежей (Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay или Android Pay).

Впрочем, банки и ранее предлагали возможность оформить дополнительные карты с ограничениями лимита на имя ребенка. Так в чем же разница?

Полноценный финансовый инструмент для детей

— Мы постарались отойти от стандартных вещей, с одной стороны, посмотреть на продукт глазами ребенка, чтобы ему было интересно, а с другой — глазами родителя, — рассказывает Данил Анисимов, вице-президент, директор департамента продуктов и портфельного менеджмента Тинькофф Банка.

Во-первых, интерфейс, в котором можно менять тему оформления, приятно располагает к себе юного клиента. Во-вторых, родитель имеет возможность отслеживать все траты и контролировать их. Прямая связь между приложениями позволяет, например, давать ребенку задания — оплачиваемые или нет. Родитель делает это в своем, взрослом, приложении, а ребенок получает его в детском.

— Это полноценный инструмент для управления финансами — ребенок может копить на желанный подарок, учиться планировать бюджет, настраи­вать лимиты по карте, пользоваться программой лояльности, например, компенсировать какие-то покупки баллами, а баллы получать за другие покупки по карте, — соглашается с коллегой и Анна Михина.

Накопительный счет открывается родителю по заявке, оставленной ребенком. Таким образом юный финансист получает возможность пользоваться взрослой «копилкой», а родитель ненавязчиво контролирует процесс.

Формат Stories (или «Истории»), воплощенный Тинькофф Банком и частично заимствованный из социальных сетей, в удобной и интересной игровой форме помогает ребенку ориентироваться как в работе приложения, так и в финансовой сфере в целом, обу­чает детей основам финансовой грамотности и т.д.

Тинькофф Junior, например, позаботился и о безопасности — так родитель может получить информацию о местонахождении ребенка или о местах совершения последних операций по карте.

Разработчики продукта не скрывают, что от части амбициозных идей пришлось отказаться из-за юридических ограничений — это и хорошо, и плохо. Самое сложное в том, что, с одной стороны, из-за необходимости соответствовать минимальным возрастным ограничениям весь контент, предлагае­мый пользователям, тщательно проверяется, с другой — он должен оставаться интересным для детей и подростков.

При этом работа над приложением не прекращается.

— Мы собираем обратную связь от детей и родителей и собираемся усовершенствовать продукт: в частности, это касается чатов или возможности голосовых сообщений. Сейчас связь односторонняя, через задания. Мы работаем над тем, чтобы связь была двусторонней, чтобы появилась возможность добавить к чату и второго родителя, чтобы у ребенка была возможность попросить о финансовой помощи и так далее, — рассказал Данил Анисимов.

Банковские продукты для младшего поколения — проект в российской системе совсем молодой, однако своего потребителя он уже нашел.

— Если честно, то мы сами не ожидали такого успеха. За две недели мы потратили весь запас пластиковых карт, и срочно пришлось заказывать дополнительную партию, — призналась Анна Михина, — Причем многие родители, заказывающие карты для своих детей, до этого не были клиентами банка.

Прямой эфир