2018 год близится к концу и уже пора подводить его итоги, в том числе для российских частных инвесторов. Принято считать, что для них он выдался непростым: мир вступил в эпоху глобальных торговых войн, в отношении России и отдельных отечественных компаний вводились санкции, порой довольно жесткие, курс рубля дважды — в апреле и августе — падал, фондовые рынки лихорадило, причем не только в России, но и во всем мире.
Всё это, безусловно, так. Однако подобные события по большому счету все-таки более важны для тех инвесторов, которые активно торгуют на рынке. С точки зрения тех, кто формирует сбережения, тем более на длительную перспективу, важнее «сухой остаток» — сколько удалось заработать за год и с чем в итоге остался инвестор.
Начнем с простейшего, но тем не менее крайне популярного у россиян способа вложения средств — покупки валюты. В середине декабря прошлого года официальный курс доллара был на уровне 58,9 рубля, евро — 66,4 рубля, в середине декабря 2018-го — 66,4 рубля и 75,4 рубля соответственно. Нетрудно подсчитать, что вложения в доллар за год принесли 12,7%, а в евро 13,5%. По сравнению с рублевыми депозитами это более чем достойная доходность. По данным Банка России, в декабре прошлого года в 30 крупнейших кредитных организациях средневзвешенная доходность по вкладам на срок до года составляла 5,23% годовых, по депозитам на 1–3 года — 6,28% годовых.
Есть, правда, один нюанс. При вложениях в валюту возникают накладные расходы. При обмене наличных существует разница между курсом покупки и продажи (спред) — для долларов, например, это около трех рублей. При конвертации через банковские карты спреды схожи, что сильно влияет на доходность соответствующих вложений. В случае с долларом она с упомянутых выше 12,7% за год опускается примерно до 7,45%.
Гораздо меньшие издержки возникают при покупке валюты через брокерский счет на бирже — в этом случае спреды в буквальном смысле слова копеечные. Если бы инвестор в прошлом декабре провел покупку через биржу, да еще сразу после этого разместил доллары на банковский депозит (тогда ставки по вкладам в долларах на срок до года были в районе 0,8% годовых), доходность его вложений в пересчете на рубли за 12 месяцев могла бы составить около 13,5%.
Но такая тактика означала бы предвидение значительных пертурбаций на фондовом рынке. Год назад мало что предвещало подобное развитие событий. Для любителей валютных сбережений гораздо привлекательнее выглядел вариант покупки еврооблигаций, доходность которых была значительно выше, чем у долларовых депозитов. Однако повышение ставки ФРС США и введение санкций против России в 2018 году сыграли с владельцами таких бумаг злую шутку.
Так, например, цены на государственные долларовые облигации Минфина РФ с погашением в 2023 году с середины декабря прошлого года по середину нынешнего подешевели с 8,5% до 1,9% от номинальной стоимости. Для долгосрочных инвесторов это не стало проблемой: за год они получили более чем 4,5-процентную прибыль в валюте в виде купонных выплат, а по итогам у них остались на руках бумаги с очень неплохой доходностью к погашению 4,4% годовых. Вместе с тем, вздумай инвестор тогда купить эти облигации, а сейчас продать, он бы получил убыток в 1,56% (это в долларах, конечно, в рублях всё равно бы получился хороший плюс).
Схожим образом складывалась ситуация и на рынке рублевых бумаг. Скажем, облигации федерального займа (ОФЗ) с погашением в конце 2021 года с середины декабря 2017-го подешевели с 99,6% до 97% от номинала, в течение года инвесторы получили около 7% на вложенные средства в виде купонных выплат и бумаги с доходностью к погашению 8,32% годовых. Вместе с тем продажа этих бумаг сейчас означала бы фиксацию доходности от всей операции на уровне 4,42% годовых, то есть ниже, чем у депозитов.
И, наконец, рынок акций. Мировые фондовые индексы в этом году падали: американский S&P500 с середины декабря 2017 года по середину декабря 2018-го потерял 3%, немецкий DAX — 17%, французский CAC40 — 10%, британский FTSE100 — 7%, японский NIKKEI — 6%. На этом фоне российский рынок акций вел себя на удивление неплохо. «Долларовый» индекс РТС потерял за то же время менее 3%, в рублях же доходность вышла весьма приличной: индекс Московской биржи прибавил 10,4%.
И это при том, что сильно подвели акции банков, как обычно, наиболее чувствительные к санкционной риторике. Индекс финансового рынка Мосбиржи рухнул на 29,9%, тогда как, например, индекс нефтегазового сектора прибавил 32,2%. Здесь можно было бы, конечно, сказать о том, что о готовящихся новых пакетах антироссийских санкций в прошлом декабре не слышал разве что глухой и разумному инвестору следовало бы держаться подальше от акций отечественных банков — но это уже из серии рассуждений о сладкой жизни при наличии инсайдерской информации о содержимом прикупа.
Автор — директор по стратегии инвестиционного холдинга
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции