Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
FT сообщила об отказе Великобритании от экспроприации российских активов
Мир
Сийярто призвал Сибигу быть сдержаннее после его слов об Орбане
Мир
Еврокомиссия может отменить безвизовый режим с Грузией
Общество
Президент РФ поздравил работников органов безопасности с профессиональным праздником
Общество
Биолог рассказала о вреде майонеза
Мир
Карлсон заявил о нежелании многих в Вашингтоне видеть Вэнса преемником Трампа
Мир
Рубио пошутил про попытку Путина лишить его внимания СМИ прямой линией
Мир
Рубио сравнил действия США в отношении России и Украины
Мир
В Германии указали на внимание Европы к словам Путина на «Итогах года»
Мир
В Британии назвали пугающим предупреждение Путина о последствиях из-за активов
Общество
Число пострадавших от отравления в пансионате в Видном увеличилось до 30 человек
Армия
Средства ПВО за три часа уничтожили 36 БПЛА над территорией России
Общество
Кинолог назвал способ приучить собаку к обуви для животных
Мир
СМИ сообщили о выявлении у сына Роба Райнера шизофрении
Мир
SZ сообщила о планах Мерца разрешить разведке диверсии за рубежом
Мир
Кольцо Наполеона украли из музея в Бельгии
Общество
Эксперт оценил влияние новых правил экзамена глав УК на жильцов

«Прелести» Севера

Омбудсмен Татьяна Москалькова — о том, как гражданское общество может решить проблемы жителей труднодоступных регионов
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Наполеон утверждал, что тайна войны — в коммуникациях. Однако не менее справедливо мнение, гласящее, что именно в них и их доступности — секрет единства и процветания государства. Коммуникации — это быстрая, прямая, а значит, дешевая доставка товаров и развитие туризма, это высокая мобильность населения и возможность освоения отдаленных территорий. Примеров тому немало, и, пожалуй, самый яркий — это сеть автомобильных дорог, хайвеев, которая стала основой развития современной экономики в США.

Еще в большей степени это касается нашей страны, протянувшейся с Запада на Восток почти на 10 тыс. км, причем стоит учесть, что около 76% территории России лежит к востоку от Урала. Эти самые богатые полезными ископаемыми и ресурсами земли, одновременно и самые труднодоступные, особенно, если речь идет о районах Крайнего Севера. Строго говоря, климат этих мест считается в Европе лишь условно пригодным для жизни, но Север — это газ и алмазы, нефть и редкоземельные металлы, уникальные руды и золото. Наконец, это транспортная артерия настоящего и будущего — Северный морской путь. Чтобы всё это добывалось и работало, нужны высококвалифицированные специалисты, которым необходимо не только выдать зарплату, но и создать условия для жизни как их самих, так и их семей.

Для людей, большую часть года занимающихся очень нелегким трудом в условиях экстремальных температур, полярной ночи и других «прелестей» Севера, необходима возможность свободно добраться до «материка» — поехать в отпуск, на лечение, к своим родным и близким. Казалось бы, что в этом сложного? Ведь в регионе действует правило, согласно которому раз в год можно воспользоваться льготным перелетом. Однако постоянно растущая стоимость авиаперевозок не просто сделала весьма проблемной возможность при необходимости слетать на юг или в Европейскую часть России, она, косвенно, стала причиной нарушения конституционного права граждан. Статья 27 основного закона Российской Федерации гласит: «Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства». Вроде бы никто не препятствует гражданам в реализации их права провести свой отпуск у теплого моря, но вот расходы на дорогу очень часто это право попросту нивелируют.

Эту несправедливость люди, которые живут нелегким трудом в экстремальных условиях, ощущают особенно остро, в чем я убедилась на личном приеме граждан в Нарьян-Маре. Едва ли не каждый просил что-то сделать с ценами на авиабилеты, ведь на их покупку перестало хватать даже немаленьких окладов с северными коэффициентами… Просили от себя, просили от имени общественных организаций, особенно общественного объединения по работе с многодетными семьями, которых, к слову сказать, в округе очень много. Эта тема была лейтмотивом и в беседах с губернатором Ненецкого автономного округа Александром Цыбульским, и уполномоченным по правам человека Ларисой Свиридовой. Действовать решили совместно.

Конечно, ни губернатор, ни омбудсмены не имеют права диктовать ценовую политику авиаперевозчикам, но вот обратиться в Министерство транспорта с просьбой рассмотреть вопрос о субсидировании воздушных перевозок из Нарьян-Мара в Москву, Санкт-Петербург и Архангельск могут вполне, что мы и сделали.

Мы понимали, что простых решений этой проблемы не существует: во-первых, откуда взять деньги? Во-вторых, пассажиропоток на этих маршрутах не так уж велик — просто в силу небольшой численности населения округа, невелика и рентабельность авиаперевозок. Нужно было найти некий баланс возможностей и интересов. На это ушло почти полгода.

К чести Минтранса могу сказать: нас услышали и, главное, захотели помочь. Маршрут Нарьян-Мар–Москва теперь включен в перечень субсидируемых. В этом году с 1 марта по 1 декабря этой льготой могут воспользоваться пенсионеры, молодые люди в возрасте до 23 лет, инвалиды 1 группы и сопровождающие их лица, а так же те, кто сопровождает детей-инвалидов и инвалидов детства. Всего до 1 октября по этой льготной программе было продано 4274 билета и еще более 7,5 тыс. будет предположительно продано.

Возможным признано и субсидирование воздушных перевозок по маршрутам Нарьян-Мар–Санкт-Петербург и Нарьян-Мар–Архангельск. К сожалению, авиаперевозчики пока не подали заявления в отношении этих маршрутов в комиссию Министерства транспорта Российской Федерации. Очень надеюсь, что в ближайшее время они всё же сделают это.

Особо хочу отметить, что благодаря внимательному отношению к проблеме со стороны министра транспорта Евгения Дитриха и членов комиссии Нарьян-Мар был включен в перечень удаленных и труднодоступных регионов страны, перевозки в которые субсидируются в первоочередном порядке.

Часто приходится слышать фразу, которую я очень не люблю: «Что мы можем? От нас же ничего не зависит». Зависит. Наша судьба, жизнь и благополучие наших родных и близких и, в конечном итоге, благополучие всей нашей страны. Когда все заинтересованные силы: граждане, общественные организации органы власти и правозащитники совместно и скоординированно берутся за решение проблемы, оно находится. Это и есть то, что называется «современным гражданским обществом» или, перефразируя Генри Форда: «Мы этого хотим. Значит, это будет». И — никак иначе.

Автор — уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир