Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Семейный подряд похитителей: японский суперхит теперь в России

В прокат вышел фильм «Магазинные воришки» Хирокадзу Корээды
0
Фото: Russian World Vision
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Классик японского кино, завсегдатай главных мировых фестивалей Хирокадзу Корээда мало известен в нашей стране, хотя в Японии его картины собирают кассу наравне с американскими блокбастерами и даже превосходят последние. Когда «Магазинные воришки» в июле вышли на родине, они легко обогнали марвеловский боевик «Черная пантера» и «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга. Да и за пределами Японии к «Магазинным воришкам» отношение особое.

Во-первых, каждый каннский победитель автоматически становится обязательным к просмотру для всех людей, интересующихся кино. Во-вторых, фильм наследует гуманистическим и эстетическим традициям итальянского неореализма, и его не случайно сравнивают с «Похитителями велосипедов» Витторио де Сика, одним из главных киношедевров в истории. А в-третьих, история, рассказанная Хирокадзу Корээдой, настолько универсальная, что будет понятна в любой точке земного шара.

Живет в маленьком бедном доме большая семья. Взрослые не могут найти нормальную работу, единственный источник постоянного дохода — бабушкина пенсия. Поэтому члены семьи вынуждены подворовывать в местных магазинчиках продукты и всякие бытовые мелочи, чтобы не умереть с голоду. Живут бедняки дружно и весело, пусть и не слишком опрятно. Однажды глава семьи приводит домой потерявшуюся девочку, и хотя это лишний рот, девочку принимают как свою. Она постепенно свыкается с новой жизнью, в которой нет денег, зато есть любовь и взаимная поддержка. Так продолжается до тех пор, пока девочка не появляется на экранах телевизоров и не объявляется в национальный розыск. С этого момента история семьи начинает развиваться очень драматично.

Много лет назад другой классик японского кинематографа Ясудзиро Одзу ввел в обиход метод съемки, при котором зритель видит героев как бы наравне с собой. Одзу даже разработал специальный низкий штатив, чтобы в помещении, где персонажи сидят и разговаривают, камера всё равно не возвышалась над ними. Хирокадзу Корээда сделал в «Магазинных воришках» нечто похожее, и зритель «входит» в домик необычной семьи вместе с девочкой и наблюдает за ней ее глазами, также слегка снизу. Ее взгляд не осуждает и не анализирует поведение окружающих. Перед нами только поступки, только слова и только отношения, которыми девочка скорее восторгается или, по крайней мере, искренне интересуется. В достаточной степени, чтобы вместе с семейством участвовать в магазинном воровстве.

«Деклассированные элементы» для зрителя, как и для девочки, становятся удивительными героями, искателями приключений, по-настоящему свободными и счастливыми людьми. И только когда девочка не «видит» семью, потому что оказывается разлучена с ней, зрителю позволяют узнать тайны героев и самому решить, какой взгляд он в итоге оставит для себя как истинно верный. Потому что в каждом из них есть своя правда и свои веские аргументы.

Жюри Каннского кинофестиваля во главе с Кейт Бланшетт наградило фильм «Магазинные воришки» именно за эту гуманистическую амбивалентность. Всё общество с его законами здесь отступает перед сплоченностью отдельно взятой семьи фриков, воров, тунеядцев и лжецов. В этой семье есть дух и есть любовь, а за пределами лачуги, в которой они живут, — только холодные закон и справедливость, социальные службы, ценники в магазинах, водители за стеклами купленных в кредит автомобилей...

Прямой эфир