«Поддерживаем контакты со всеми ливийскими сторонами»
Новая встреча по урегулированию ситуации в Сирии в «астанинском формате» пройдет в конце ноября. Об этом в интервью «Известиям» заявил заместитель главы российского МИДа Сергей Вершинин. Он рассказал о том, что Россия активно взаимодействует со спецпосланником Генерального секретаря ООН по Йемену Мартином Гриффитсом по вопросу урегулирования конфликта в стране, а также о предстоящей конференции по Ливии в Палермо и ливийских выборах.
— В минувшую субботу в Стамбуле прошел четырехсторонний саммит по урегулированию ситуации в Сирии. Как вы оцениваете его итоги?
— Мы удовлетворены итогами этого саммита. Руководители России, Турции, Германии и Франции впервые приняли участие в таком формате. Как вы знаете, саммит был посвящен в первую очередь надежному и долгосрочному урегулированию ситуации в Сирии, и в этом плане он стал хорошим шагом вперед.
— Ранее сообщалось о подготовке очередной встречи в «астанинском формате». Известны ли уже конкретные даты?
— Переговоры в Астане — это встреча высокого уровня с участием России, Ирана и Турции. Уже состоялось десять таких встреч. По нашим оценкам, они серьезно способствуют тому, чтобы, во-первых, снизить уровень насилия в Сирии и, во-вторых, открыть дорогу для запуска политического процесса. Очередная встреча станет уже 11-й по счету и пройдет на высоком уровне. Она намечена на конец следующего месяца. Конкретная дата сейчас согласовывается.
— Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Италии Джузеппе Конте заявил о готовности Москвы выступить гарантом урегулирования в Ливии и пообещал, что Россия будет представлена на конференции в Палермо по Ливии 12–13 ноября на очень высоком уровне. Ждет ли российская сторона от этой встречи какого-либо прорыва?
— Международная конференция в Палермо является международным форумом, который созывается по инициативе итальянской стороны с тем, чтобы помочь обеспечить возвращение стабильности и мира в Ливии. Ситуация в этой стране является очень тяжелой, на протяжении многих лет ведутся поиски путей, которые позволили бы ливийцам договориться между собой о том, как они видят будущее своей страны. Пока успехов на этом направлении, к сожалению, мало. Усилия предпринимают Франция, Италия и соседние с Ливией страны. Россия в этом плане тоже достаточно активна: мы работаем на международных площадках, поддерживаем контакты со всеми ливийскими сторонами. Наше послание заключается в том, что необходимо договариваться через серьезный, широкий межливийский диалог. Итоговые договоренности должны учитывать интересы всех ливийцев, обеспечивать проведение в Ливии подлинных выборов и впоследствии переход к стабильности и возвращению к миру.
— Ситуация в Йемене освещается не так широко, однако является не менее тяжелой. Недавно в Москву приезжала делегация повстанцев-хуситов, члены которой попросили российскую сторону стать посредником в урегулировании конфликта. Россия готова взять на себя такую роль?
— Конфликт в Йемене — очень серьезный. Он значительно дестабилизирует ситуацию в регионе. Вы знаете, что там продолжается вооруженная конфронтация. Мы на протяжении всех последних лет не оставались в стороне — напротив, мы активно проводили контакты со всеми: и с йеменским правительством, и с теми представителями, которые сегодня находятся в Сане. Главная задача сейчас состоит в том, чтобы через диалог прийти к решению, ведущему к прекращению насильственных действий и обеспечивающему мир и стабильность в стране.
Особенно хочу подчеркнуть и наше активное взаимодействие со спецпосланником генсекретаря ООН по Йемену Гриффитсом, который пытается, опираясь на авторитет ООН, взять на себе посреднические функции и подвести ситуацию к тому, чтобы насилие и страдания мирных жителей прекратились.