Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом

Бикфордов шнур чтения

Библиотекарь Светлана Чазова — о том, почему цифровые технологии не заменят человеку книжные полки
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

22 октября во всем мире отмечается Международный день школьных библиотек. И хотя день этот для всех сопричастных — то есть библиотекарей, безусловно, праздничный, начну о грустном.

В прогнозе Агентства стратегических инициатив одной из умирающих профессий назван библиотекарь. Аргументов для «умирания» много — и тотальный цифровой формат данных, и их распределенное хранение, и скорость обработки поискового запроса. Много еще всяких «и»... Да, не способен естественный интеллект к космическим скоростям обработки данных. Печально. Но попробуем разобраться.

Насколько совершенство искусственного интеллекта, который, предполагается, придет на замену библиотечному специалисту, способно преодолеть психологические барьеры общения с разнообразным контингентом читателей, «считать» его настроение и мотивы в поиске того или иного чтива? Согласитесь, сверхбыстрота поиска информации не компенсирует отсутствие душевности, выяснения обстоятельств, побудивших к выбору исторического романа или детектива, фэнтези или «научпопа».

Знаете, чем не обладают современные библиотекари? Это способностью за тридцать секунд смотивировать читателя к выбору произведения. Вот здесь бы поучиться у ритейла! Так подвести аргументы, что потребитель без этой безделицы дальнейшей жизни не представляет. Только здесь, в библиотечном обслуживании, мы встречаем иную материю — духовную. Она соткана из тысячи невидимых нитей, форм и оттенков, которые и сам читатель (и никак не потребитель) не ощущает.

Желание прочесть что-либо, прикоснуться к иным мирам формируется не «здесь и сейчас», а собирается постепенно из детских снов, дворовых игр, маленьких побед и неизбежных утрат. Бикфордов шнур чтения рождается из семейных традиций, из совместных, не показательных походов в «храм книг». Потому что папа хочет найти на полке книгу, которую прочитал в детстве с фонариком, а мама — выяснить, в каком году была напечатана книжка «с теми замечательными картинками».

Меня очень часто спрашивают: «Как заставить ребенка полюбить чтение?» Заставить не получится. «А вы сами что в последний раз читали?» — спрашиваю. «Мне некогда. Ну на отдыхе, может быть, модный роман...». Мне нечего на это ответить. Если ребенок не окружен книжной культурой и это не тема разговоров в семье, добиться успеха вопреки действительности не получится. Все тропы — из семьи. Когда вы последний раз разговаривали со своим ребенком, делясь ощущениями от прочитанного? Пытались ли вместе преодолеть чувство сожаления, когда книга так быстро кончилась? И мечтать: «А что мы завтра возьмем с полки?»

А библиотека поможет нащупать свой читательский путь, найти то течение, которое для ребенка близко ритму его сердца. Если же книжная стихия — неродная среда, то он будет послушно раз в неделю брать выданную книгу, вести читательский дневник. Но эти механические действия не дадут обещанных всходов, не перейдут в его семью чудаковатой привычкой при встрече спрашивать «Что читаешь?» вместо безликого «Как дела?».

Современная школьная библиотека — не только учебники и Пушкин с Некрасовым из школьной программы. Именно здесь за неспешным, задушевным разговором рождается понимание, «почему папа говорил, что Гек круче, а мама — что Том».

Поэтому один совет родителям первоклашек: при выборе школы не забудьте заглянуть в школьную библиотеку. Если библиотечная площадка для руководства учреждения не пустой звук и вы почувствовали внимание к этой стороне школьной жизни — ваши ожидания на пути к цели!

Но внимание! И здесь таится подвох: погоня за новейшими технологиями и модными интерьерами не даст многого, если у всего этого хозяйства не будет настоящего профессионала. Человека, владеющего знаниями о рынках учебников, художественной литературы, периодики и баз данных, компетентного в построении информационной среды, адекватно ведущего аккаунты в социальных сетях, да еще и присматривающего за информационной грамотностью всего контингента школы. И это только вершина айсберга!

Не устаю повторять: современный библиотекарь как универсальный солдат. Уметь должен всё и чуть-чуть больше. В наш век многопрофильности и многозадачности профессиональный библиотечный специалист знает всё, что вам надо «здесь и сейчас» в удобном формате и с ориентацией на ваши личные интересы. 

Так, может, не будем изобретать колесо?

Автор — кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотековедения МГИК, заведующая школьной библиотекой Международной гимназии «Сколково»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир