Создан виртуальный конструктор места происшествия для криминалистов
Российские криминалисты получат новый виртуальный инструмент для работы. Программу для планшетных компьютеров «Конструктор места происшествия» разрабатывают в «Сколково» при участии ГУ криминалистики СК. Технология позволит в три раза сократить время, которое средний следователь тратит на осмотр места происшествия и составление необходимых процессуальных документов. Кроме того, виртуальная реконструкция поможет представлять в суде те дела, где важна наглядность картины.
«Оцифровка» места происшествия, которую уже начали применять следователи в Европе, США и Канаде, заключается не только в фотовидеосъемке и создании панорамных снимков или трехмерных сканов помещения. Речь идет скорее об автоматизации работы криминалиста на месте происшествия, которая позволит ему не упустить малейшие детали и представить в суд материалы в самом полном и наглядном виде.
— В сотрудничестве с Главным управлением криминалистики Следственного комитета мы разрабатываем программное решение «Конструктор места происшествия» для планшетных компьютеров, — рассказал «Известиям» руководитель проекта Фархад Ашимов. — Оно позволяет создавать информационные слои на картах местности, рисовать планы и схемы происшествий. Каждый объект может быть детально описан и снабжен аудио-, фото- и видеоматериалами с места происшествия.
Приложение включает в себя библиотеку справочного иллюстрирующего материала, которым следователь может воспользоваться прямо на месте происшествия. Например, объект «гильза» содержит специальные поля для ввода ее криминалистических признаков описания, таких как тип, калибр, цвет, маркировка, размер донной части, дульца и т.д.
— Многие IТ-компании — от старинных глобальных, как Microsoft, до стартапов вроде Magic Leap — пытались разрабатывать универсальное решение для реализации технологий виртуальной реальности, — рассказал «Известиям» куратор проекта, руководитель направления «Виртуальная и дополненная реальность, технологии геймификации» IТ-кластера фонда «Сколково» Алексей Каленчук. — И пока можно утверждать, что у них ничего не получилось.
Универсальные решения, пригодные и для игр, и для бизнеса, и для промышленности, выходят пока слишком дорогими и неудобными в бытовом применении. Поэтому сегодня, по мнению Алексея Каленчука, основной тренд в области виртуальной и дополненной реальности — создание максимально специализированных решений для узких сфер использования, и «Конструктор места происшествия» находится как раз в этом тренде.
— Мы сейчас полным ходом апробируем сколковское решение в следственных органах трех субъектов Федерации: Удмуртской Республики, Астраханской и Ивановской областей, — сообщил «Известиям» старший следователь-криминалист Главного управления криминалистики Следственного комитета Виталий Кузнецов. — Результаты исключительно положительные: качество и скорость проведения такого следственного действия, как осмотр места происшествия, повысились.
Более того, по словам Виталия Кузнецова, у российских следователей уже есть опыт представления результатов применения программы в суде. Это позволяет значительно повысить эффективность рассмотрения дел, особенно в судах присяжных, где важна наглядность картины.
В СК рассказали «Известиям», что внимательно следят за технологическими новшествами, внедряемыми зарубежными коллегами. Однако применить иностранные разработки в местной практике очень сложно: уголовное законодательство и процессуальные требования в разных странах слишком различаются.
Сейчас команда проекта работает над автономным преобразованием речи в текст для полного освобождения криминалистов от ручного ввода данных (по соображениям безопасности в подобном программном обеспечении нельзя применять облачные сервисы распознавания речи, где используются незащищенные серверы, а введенные тексты сохраняются). Другое направление, над которым сейчас работают в «Сколково», — реализация глубокого анализа больших данных, собранных на местах происшествий. Речь, в первую очередь, идет о сопоставлении обстоятельств преступлений и описаний следов для поиска скрытых взаимосвязей между ними на основе нейросетей и алгоритмов искусственного интеллекта. В СК надеются, что такие возможности позволят существенно повысить эффективность расследования преступлений.