На Украине люди перекрыли трассу из-за попытки мобилизовать водителя автобуса
Авто
В Совфеде предложили запретить мотоциклистам ездить в междурядье
Один человек погиб и не менее 14 пострадали во время урагана в Москве
В Гидрометцентре предупредили о продолжении дождей в Москве на следующей неделе
Глава ЕК фон дер Ляйен пообещала «жесткий» пакет антироссийских санкций
РФ и Вьетнам назвали приоритетом двух стран укрепление партнерства
МВД России объявило журналистку Курбангалееву в розыск
AFP сообщило более чем об 1 тыс. погибших во время хаджа в Саудовской Аравии
Тело пропавшего бизнесмена из Москвы нашли в лесу под Калугой
ВС РФ нанесли удар высокоточным оружием по объектам энергетики Украины
Путин пригласил высших руководителей Вьетнама посетить Россию
Ректор РГГУ Безбородов покинет свой пост 21 июня
Журналист Отар Кушанашвили попал в больницу
Путин указал на взвешенность позиции Вьетнама по острым международным вопросам
В Новосибирске суд арестовал обвиняемых в убийстве и истязании 10-летней девочки
В Донецке ранен мужчина при подрыве на мине «Лепесток»
Постпреды стран ЕС согласовали 14-й пакет антироссийских санкций

Квант под прикрытием: в России создают защиту от новых киберугроз

Проект создания коммуникационной среды на базе технологии квантовой криптографии поддержала Национальная технологическая инициатива
Фото: Depositphotos

Платформа защищенных квантовых коммуникаций, разрабатываемая в России, обеспечит цифровой промышленности новый уровень кибербезопасности. Технология позволит свести на нет усилия мошенников или террористов, в руки которых в будущем могут попасть квантовые компьютеры. Разработкой отечественной системы цифровой связи, основанной на фундаментальных законах физики микромира, займется консорциум ученых из МГУ им. М.В. Ломоносова, Университета ИТМО и «Ростелекома». Проект «Квантовые коммуникации» поддержан Национальной технологической инициативой и будет развиваться в рамках направления SafeNet.

Щит от скорости

Инфраструктура нового технологического уклада — беспилотный транспорт, цифровое управление производством, телемедицина, онлайновые госуслуги и другие современные технические решения — невозможна без достижения совершенно нового уровня кибербезопасности. Беспилотный грузовик или медицинская нейросеть не найдут широкого применения, если управление ими потенциально может перехватить террорист. Особенно если в руках будущих злоумышленников окажется квантовый компьютер — вычислительная супермашина, которая в ближайшее десятилетие, как предполагается, перестанет быть чисто лабораторным артефактом. Она сможет подбирать ключи шифрования с гигантской по сравнению с современным компьютером скоростью, и любая сегодняшняя защита от кибервзлома и несанкционированного проникновения сделается бессмысленной.

— Индустрии необходим рывок в области безопасности коммуникаций, — считает руководитель рабочей группы направления SafeNet Национальной технологической инициативы Валентин Макаров. — И этот рывок возможен: так называемые квантовые технологии связи уже существуют.

Квантовому компьютеру, по мнению Валентина Макарова, должна противостоять квантовая же криптозащита. Эта революционная технология, несмотря на сходство названий, никак не связана с квантовым компьютингом и развивается независимо от последнего.

Неопределенность на страже переписки

— В основе новейших методов криптозащиты лежит так называемый квантовый принцип неопределенности, — объяснил «Известиям»  специалист по квантовым методам обмена данными, старший научный сотрудник лаборатории нанооптики и плазмоники МФТИ Дмитрий Федянин. — Если информацию закодировать квантовыми состояниями отдельных фотонов, передаваемых по оптоволокну, то она становится практически неуязвимой для перехвата.

Чтобы перехватить и расшифровать такую информацию, необходимо «поймать» фотон, измерить его квантовое состояние и вернуть обратно на место, в оптоволоконный поток. Но при проведении подобной операции передаваемая в сеть информация просто теряется: процесс измерения неизбежно изменяет квантовое состояние частицы, о чем, собственно, и гласит принцип неопределенности. Поэтому попытку перехвата информации, передаваемой по квантовой коммуникационной сети, никак не возможно скрыть, а значит, такая попытка теряет всякий смысл. Как только передаваемую информацию пытается прочитать злоумышленник, владелец сети это немедленно обнаруживает, и не с помощью службы безопасности, а благодаря фундаментальным законам физики.

Руководитель проекта «Квантовые коммуникации», глава Лаборатории квантовой информатики Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО) Артур Глейм рассказал «Известиям» о том, что в ходе реализации проекта планируется на основе идеи квантовой криптографии создать так называемую доверенную среду — защищенную промышленную инфраструктуру, внутри которой можно организовать абсолютно безопасный, в принципе неуязвимый для какого-либо взлома обмен данными и их хранение.

Квантовый интернет

Однако Дмитрий Федянин настроен скептически в отношении возможности скорого внедрения квантовых коммуникаций в промышленном масштабе. На это, по его мнению, потребуется немало времени, поскольку для «квантового интернета» не годится существующее сетевое оборудование и инфраструктура.

— От «старого мира» мы возьмем только волоконно-оптические сети, — говорит Артур Глейм. — Всё остальное будем разрабатывать заново — и протоколы обмена данными, и поддерживающее их программное обеспечение, и компьютерное «железо».

Унифицированную безопасную среду обмена данными планируется сделать на отечественных технологиях и программных разработках, которые обеспечат независимость новой инфраструктуры от колебаний глобальной конъюнктуры. Все необходимые для внедрения новой технологии производственные звенья в России уже есть.