Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

Защитный механизм

Страховые компании разделят предпринимательские риски
0
Фото: Страховщики говорят, что спрос на добровольное страхование бизнеса нестабилен | ТАСС/Дмитрий Серебряков
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Любой бизнес — это риск, а малый бизнес — риск вдвойне. Страхо­вание предпринимательских рисков — распространенная мировая практика. Корреспондент «Известий» Наталья Ти­машова выясняла, можно ли застрахо­вать неудачу в России. Оказалось, что, хотя страховщики и заинтересованы в работе с этим клиентским сегментом, предлагаемые ему страховые продукты практически не отличаются от тех, что предлагаются крупным предприятиям.

В официальной статистике Банка России разделения сегментов стра­хования в зависимости от размера за­страхованного юрлица не существует, поэтому сделать выводы на основании официальной статистики о динамике страхования малого и среднего бизне­са невозможно, рассказали во Всерос­сийском союзе страховщиков (ВСС). Оценочно доля премий, приходящая­ся в настоящее время на страхование малого и среднего бизнеса, невелика. Например, от риска «пожар» застрахо­ваны не более 5% небольших и средних юридических лиц. При этом около 90% небольших юридических лиц, чей биз­нес действительно пострадал от пожа­ра, не находят резервов для восстанов­ления и банкротятся.

Ряд страховых компаний разра­ботал стратегию по популяризации страхования для небольшого и сред­него бизнеса, реализация которой, по­лагают в ВСС и Российском союзе ав­тостраховщиков, должна увеличить проникновение страхования в этом сегменте. «В частности, планируется показать МСБ возможности, которые дает страхование, показать, что сегод­ня покупка страхового полиса — это доступно и просто, а также продемон­стрировать, что может потерять пред­приниматель, не прибегающий к стра­хованию», — пояснили в пресс-службе ВСС. Начало реализации стратегии на­мечено на этот год.

Пока же процент застраховавших свое дело ИП и владельцев небольших компаний удручающе низкий. Стабиль­ным спросом пользуются лишь вменен­ные или обязательные страховые про­дукты. «Например, практически все арендодатели требуют от арендатора страхования ответственности при ис­пользовании арендованных помещений, поэтому данный вид страхования вос­требован. Все компании, занимающи­еся перевозкой пассажиров, обязаны иметь полис страхования ответствен­ности перед ними (ОСГОП). Юридиче­ские лица, использующие в своей дея­тельности опасные объекты (например, пассажирские лифты), также обязаны иметь соответствующий полис стра­хования ответственности (ОСОПО)», — рассказали в пресс-службе ВСС.

Страховщики говорят о том, что спрос на добровольное страхование бизнеса есть, но он нестабилен, может расти или сокращаться в зависимости от ситуации в экономике.

«Можно лишь радоваться тому, что все чаще предприниматели прибе­гают к общению со страховщиками не только для того, чтобы защитить себя от рисков, но и чтобы провести риск-аудит бизнеса. Крупные страхо­вые компании готовы предоставить весь набор своих компетенций, что­бы помочь каждому клиенту обезо­пасить себя по максимуму, — говорит Александр Семенов, директор по кор­поративным продажам в регионах компании «АльфаСтрахование». — Чаще всего спрос на страхование за­висит от позиции собственника или менеджмента компании, которые понимают, зачем нужна защита для рисков. Если смотреть на ситуацию в целом, средний и малый бизнес ско­рее ориентирован на сервисные ус­луги или ритейл, чем на создание но­вых производственных мощностей. Тем не менее есть отдельные регионы, где малый и средний бизнес тради­ционно завязан на промышленность. Это Урал, Сибирь и Дальний Восток, где много предприятий, в том числе и недавно организованных, которым интересно защищать именно произ­водственные активы, оборудование».

У опрошенных «Известиями» стра­ховых компаний нет принципиальных отличий между наполнением страхо­вых продуктов для малого и средне­го бизнеса и страховых продуктов для крупных компаний. При этом сотруд­ничество с представителями малого и среднего бизнеса декларируют все крупные страховые компании.

В «РЕСО-Гарантия» считают это направление «перспективным для агентских продаж», «Сбербанк Стра­хование» работает в связке со своим банком, активно продвигающим но­вые пакеты услуг для малого бизнеса.

«У нас два коробочных продук­та — полисы «РЕСО-Офис» и «РЕСО- Предприниматель». В каждый вклю­чен фиксированный набор рисков и объектов страхования, наиболее характерных и востребованных со­ответственно разными типами ма­лых предприятий, — рассказывает Борис Кузин, глава Управления ин­дустриального страхования компа­нии «РЕСО-Гарантия». — Первый под­ходит для юридических фирм, бюро переводов, архитектурных и дизайн- бюро, второй — для парикмахерских, магазинов, салонов красоты и других предприятий сферы обслуживания. Кроме того, малым и средним пред­приятиям мы предлагаем некоро­бочный, комбинированный продукт «РЕСО — Средний и малый бизнес», в котором предприниматель может сам выбрать только актуальные для него риски и объекты страхования. В том числе страхование от краж, гра­бежа, повреждения товаров в холо­дильных установках, а также от ди­версий».

Одно из направлений, пользую­щихся спросом у субъектов СМП, — программы добровольного меди­цинского страхования. Малый бизнес на то и малый, что каждый работник весьма ценен и позволить ему долго болеть — непозволительная роскошь. «Для малых предприятий численно­стью от 2 до 9 человек мы разработа­ли программу «ДМС. Малый бизнес», условия и тарифы — нечто среднее между условиями для крупных кор­поративных клиентов и физических лиц. К сожалению, программа ока­залась не очень востребована имен­но малыми коллективами, большим спросом ДМС пользуется в коллек­тивах от 20 человек», — рассказыва­ет Марина Черноморова, начальник Управления продуктов добровольно­го медицинского страхования «РЕСО- Гарантия».

В целом российский рынок страхо­вых продуктов для СМП развивается примерно по тому же сценарию, что и в других странах. Можно выделить несколько классических ситуаций, которые уже проходили в свое вре­мя за рубежом и теперь проходим мы. Первая — рост спроса на страхование имущества среди предпринимателей, который был вызван распростране­нием кредитных и лизинговых про­грамм. Второй важный момент, кото­рый подстегивает спрос на страховые продукты, — повышение юридической грамотности покупателей. Получая некачественную услугу или товар, по­купатели все чаще не решают пробле­му на месте, а обращаются в суд за по­лучением возмещения. Поэтому год от года растет спрос именно на стра­хование ответственности бизнеса.

Третья ситуация, с которой рос­сийский бизнес, в отличие от запад­ного, только начал сталкиваться, это киберриски. «Речь идет о таких но­вейших рисках, как взломы локаль­ных сетей, кража персональных данных и DDOS-атаки. Киберстра­хование в данном случае идеальный инструмент, чтобы защитить бизнес от максимума проблем», — поясняет Александр Семенов. Как показыва­ет западный опыт, там с киберриска­ми сталкиваются не только крупные корпорации или государственные структуры, хакерским атакам под­вергаются даже больницы, аптеки, па­рикмахерские и небольшие сети ма­газинов, и в данном случае, когда нет возможности тратить огромные сред­ства на IT-безопасность, полис страхо­вания киберрисков и риск-аудит при покупке полиса позволяют некрупно­му бизнесу обезопасить себя с мини­мальными затратами.

Прямой эфир