Первая среди равных: почему Арету Франклин называли королевой соул
Российская аудитория начала открывать для себя американскую «черную» музыку соул лишь в последние лет 20. К одному из главных источников современной поп-сцены припали после знакомства с хип-хопом и р-н-б, которые были бы невозможны без великих соул-исполнителей 1960–1970-х. Первое же место среди них по праву занимала Арета Франклин, ушедшая 16 августа на 77-м году жизни после долгой борьбы с раком. В день смерти великой певицы портал iz.ru вспоминает о том, что дала миру Арета.
Голос судьбы
Арета Франклин стоит особняком в истории поп-музыки — может быть, и потому, что сама она стала олицетворением этой истории, ее стержнем, основой, на которой покоится вся многообразная современная эстрадная сцена. Как писал о ней критик Ричи Унтербергер, автор одной из многочисленных (но одной из лучших) биографий певицы, Арета была «одним из гигантов музыки соул, да и вообще американской поп-музыки. Она олицетворяла соул в самой его сути, пронизанной госпел-песнопениями». Собственно, с госпела — религиозных песен негров юга США — и начинала Арета, родившаяся в Мемфисе, штат Теннесси, 25 марта 1942 года в семье баптистского проповедника Кларенса Франклина. В церкви отца в Детройте, где он получил приход в 1947 году, Арета и начала петь в хоре.
После смерти матери в 1952 году с девочкой занималась великая госпел-певица Махалия Джексон, приходившаяся ей дальней родней. Одновременно будущая звезда соул на слух научилась играть на фортепиано; тогда же она впервые услышала и про борьбу за гражданские права афроамериканцев: проповеди Кларенса пользовались невероятной популярностью среди «черной» общины Детройта, его называли «голосом на миллион долларов», а в доме пастора бывали такие люди, как Мартин Лютер Кинг и Сэм Кук, один из первых звезд зарождавшегося соула.
В 18 лет Арета решила продолжить певческую карьеру — но уже мирскую. Соул, соединявший традиционные афроамериканские блюз и госпел с аранжировками в духе «белой» эстрады, завоевывал всё новых и новых поклонников — причем не только среди темнокожей аудитории. Во многом именно эта музыка стала одним из «таранов», пробившим стену сегрегации в культурном пространстве США, — и именно Арете Франклин суждено было придать этому процессу максимальный импульс.
Вопрос уважения
Для биографов Арета всегда была непростым объектом: она не выкидывала из окон телевизоров, не выходила еженедельно замуж за рок-звезд (хотя оба ее замужества были не очень счастливы и омрачены домашним насилием, Арета стала матерью четверых детей) и вообще вела довольно размеренный образ жизни. Большую ее часть она работала — выступала в самых престижных залах Америки и мира (хотя гастролям мешала ее аэрофобия, которую она так и не сумела преодолеть), записывала пластинки, воспитывала детей.
Ее подруги, среди которых были Дайана Росс, Мэвис Стейплс и Сисси Хьюстон, гораздо чаще мелькали на обложках еженедельников: особенно красивой Арету трудно было бы назвать. Широкоплечая, коренастая, в молодости часто в самом простом платье даже на сцене — Уитни Хьюстон называла ее просто «тетя Ри» (и признавала, что без ее влияния вряд ли сумела бы достичь успеха на сцене). Типичная «мами», как называли белые южане темнокожую прислугу. Но у этой «мами» скрывалась в душе бешеная энергия (само слово soul, напомним, означает «душа») — и чувство собственного достоинства.
Respect, «Уважение» — так называлась песня Отиса Реддинга, которую Франклин выпустила в марте 1967 года. В оригинале это была баллада, довольно нравоучительная — о необходимости взаимного уважения в семье. Арета Франклин превратила ее в боевой гимн борьбы за право на уважение вообще: «У-В-А-Ж-Е-Н-И-Е / Пойми, что это для меня значит!» — и «черная» Америка мгновенно понимала, о каком уважении идет речь. Точнее говоря, понимала вся Америка, вне зависимости от расовой принадлежности и социального положения — запись стала одним из главных хитов года и визитной карточкой Ареты до конца жизни.
Лето 1967 года впоследствии называли «летом любви» — благодаря движению хиппи (тоже с энтузиазмом принявших новую «черную» музыку). Но, как пишет в своей книге «Танцы на улицах» гарвардская исследовательница Сьюзан Смит, для темнокожей Америки то лето было «летом Ареты».
Прощание
Она выступала перед президентами и монархами, но всегда оставалась певицей простых людей — если бы в Штатах существовало звание «народной певицы», то Арете Франклин оно подошло бы как никому другому. Перед ней преклонялись звезды следующих поколений, от Майкла Джексона (который, как и Уитни, лично знал ее с детских лет) до Энни Леннокс, спевшей с ней дуэтом еще один знаменитый гимн уважению, Sisters Are Doin’ It for Themselves («Сестры делают это для себя»). В 2019 году должен выйти и художественный фильм о ее жизни с Дженнифер Хадсон в главной роли.
В 2011 году стало известно, что Арете удалили опухоль. Она упорно отказывалась признать, что больна, — после операции она продолжала выступать. Здоровье, однако, ухудшалось — и тут стоит заметить, что даже желтая пресса, обычно смакующая подробности недугов звезд, проявила достаточную тактичность в отношении главного голоса Америки.
7 ноября 2017 года она последний раз выступила на сцене в ходе благотворительного гала-концерта в пользу фонда Элтона Джона по борьбе со СПИДом. 13 августа 2018 года родственники певицы сообщили прессе, что она смертельно больна; отдать ей последний долг приехали Стиви Уандер и проповедник Джесси Джексон. 16 августа ее не стало. Голос ее остается — в миллионах записей, просто в памяти каждого, кто хотя бы раз слышал ее пение.