Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Творчество Эдуарда Успенского нравилось и детям, и их родителям. В каждом доме есть книги его стихов, пластинки с песнями из мультфильмов по произведениям Успенского. Но даже будучи всенародно известным, состоявшимся писателем, он не забывал о том, как сложно пробиваться творческому человеку, поэтому всегда помогал молодым авторам. Это было миссией Успенского.

Не знаю, как бы сложилась моя судьба, если бы не Эдуард Николаевич. Наша дружба с ним длится много лет. А познакомили нас мультипликаторы Александр Татарский и Игорь Ковалев. Талантливые ребята сделали мультфильм по моей песне «Если видишь на картине», а я пел за кадром. Эдуарду Николаевичу, который в то время работал редактором-консультантом Творческого объединения «Экран» и должен был находить молодые таланты, понравилась наша работа. Его заинтересовала новая технология, придуманная Татарским: Саша из пластилина по кусочку создавал фигурку героя, а затем ломал ее. И весь процесс снимал на пленку. Соответственно, запустив воспроизведение задом наперед, можно было увидеть процесс создания красивой картинки.

Итак, Эдуард Николаевич позвал нас в Москву. Игорь и Александр приехали из Киева, я — из Ленинграда. Думаю, нас бы быстро «затерли» без поддержки Успенского. Ведь в Москве нас никто не ждал. Но Успенский предложил Татарскому и Ковалеву снять мультфильм из пластилина на его стихи «А может, а может…». Так в 1981 году появилась «Пластилиновая ворона». А я положил стихи Эдуарда Николаевича на музыку. Популярность мультика была такова, что после его выхода из магазинов пропал пластилин.

Когда произносят имя Успенского, в первую очередь вспоминаются мультфильмы про Чебурашку и Простоквашино... Но это далеко не всё, ведь по произведениям Эдуарда Николаевича были сняты десятки картин. Можно назвать, например, «Следствие ведут колобки» — тоже по-своему знаковую работу. Александр Татарский и Игорь Ковалев нарисовали смешных человечков-сыщиков в кепках и с лупой, а внимательный зритель тут же усмотрел в этой работе пародию на популярный сериал «Следствие ведут ЗнаТоКи».

Сам Успенский очень любил этих героев — Шефа и Коллегу. Сказками о приключениях сыщиков-колобков он пропагандировал профессию следователя, милиционера. А программу «В нашу гавань заходили корабли» Успенский задумал для того, чтобы сплотить молодых зрителей, научить их чувству локтя, которое рождается во время пения у костра в пионерском лагере. Но со временем передача из детской стала взрослой и даже получила премию ТЭФИ.

Эдуард Николаевич не переносил несправедливость ни в какой форме, не любил, когда людей обижают. Поэтому готов был ввязаться в любую борьбу. Его можно сравнить с Дон Кихотом, но герой Сервантеса бился напрасно, с ветряными мельницами, а Успенский из каждой схватки выходил победителем. А еще он всегда был бодр, подтянут, занимался спортом, любил бывать на море, короче — прекрасно выглядел. И даже, когда на него свалилась эта болезнь, он не подавал виду.

В последний раз мы встречались в начале лета. Он ни на что не жаловался. Напротив, был полон уверенности, что у него еще много книг впереди. Успенский — трудоголик. Всё время что-то писал, рассказывал о своих сказках, новых героях. Последняя его книга была об интернете. В ней были такие стихи: «Не ходите, дети, ночью в интернет. Ничего хорошего в интернете нет». Надеюсь, ее все-таки опубликуют.

Думаю, символично, что Успенский учился в Московском авиационном институте. Окончив вуз, он не сделал карьеру авиатора, но в своих фантазиях летал так высоко, куда ни космические корабли, ни ракеты не добирались...

Автор — композитор, певец, заслуженный деятель искусств РФ

Читайте также
Прямой эфир