В ночь на 14 августа президент США Дональд Трамп на военной базе Форт-Драм в штате Нью-Йорк подписал оборонный бюджет Соединенных Штатов на 2019 финансовый год (финансовый год в Америке начинается уже 1 октября). Согласно документу, затраты на оборону станут рекордными в истории страны — $716 млрд.
Не буду повторять скучные цифры отдельных статей бюджета. Сосредоточусь на главном для России.
Во-первых, новый оборонный бюджет закрепляет внешнеполитическую установку США по непризнанию Крыма российским и связанные с этим ограничения (с возможностью исключений, если это соответствует «интересам национальной безопасности» США), а также продлевает запрет на военное сотрудничество с Россией (кроме взаимодействия по предотвращению конфликтов).
Во-вторых, в оборонном бюджете-2019 фиксируется наличие военной угрозы в Европе в связи с якобы «российской агрессией». Для сдерживания Москвы запланированы мероприятия, которые будут осуществляться совместно с членами НАТО. Всего на цели «Европейской инициативы по сдерживанию» планируется выделить $6,3 млрд, которые в том числе будут потрачены на увеличение военного присутствия США на западных границах России.
В-третьих, оборонный бюджет требует от президента представить отчет, поднимала ли администрация США на переговорах с Россией вопрос о ее новых видах вооружения («скрытых российских системах», согласно тексту документа) и готова ли РФ учитывать их при реализации договора СНВ-3. Более конкретно, в числе таких систем называются межконтинентальная баллистическая ракета «Сармат», крылатая ракета с ядерным двигателем, стратегические крылатые ракеты большой дальности воздушного базирования типа Х-101, подводный беспилотный аппарат «Посейдон» и гиперзвуковая ракета межконтинентальной дальности «Авангард».
В-четвертых, уже не в первый раз в американском оборонном бюджете Россия обвиняется в нарушении договора РСМД, а президенту предписывается представить отчеты о выполнении Москвой договоров РСМД, СНВ-3 и многостороннего Договора по открытому небу 1992 года.
А вот это уже новое: США не намерены выполнять условия Договора по открытому небу, ратифицированного Россией в 2001 году, в который входят 34 государства и который, в частности, предусматривает наблюдательные полеты военных над территорией США и России.
Всё остальное — орешки. Так, на военную помощь Украине выделяется $250 млн (вместо нынешних $200 млн), что будет включать и поставки «летальных вооружений». С Грузией планируется увеличение числа учений в районе Черного моря с участием стран НАТО.
Зачем это Америке и Трампу?
В весеннем (январь–май) семестре 2000 года занесло меня преподавать два курса на юридическом факультете Нью-Йоркского университета (NYU).
Из голливудских фильмов все мы знаем аббревиатуру NYPD — «Департамент полиции Нью-Йорка». Как было не использовать такую возможность, чтобы в качестве преподавателя Школы права NYU не встретиться с руководством этого департамента. Тем более что именно в это время на американских телеэкранах триумфально шел второй сезон сериала «Клан Сопрано». Действие сериала о строительном мафиозном бизнесе происходит в штате Нью-Джерси, входящем в конгломерацию городов Нью-Йорк и Филадельфия.
По совпадению — примерно в это же время Алексей Балабанов снимал на Брайтон-Бич в Бруклине свой ставший культовым фильм «Брат-2» с классической фразой: «Мы, русские, не обманываем друг друга!».
Собственно, у меня было только два вопроса к руководству NYPD.
«Во-первых, как этническому русскому и гражданину России мне представляется возмутительным то, что преступность в районе Брайтона вы называете исключительно «русской» мафией. Если вы, NYPD, действительно всерьез хотите разобраться с мошенниками, бандитами и убийцами из бывшего Советского Союза, которых американское правительство так радостно приютило на своей территории с середины 1970-х годов благодаря «поправке Джексона–Вэника», вам надо подходить к ним более дифференцированно. Вы же не путаете «итальянскую» мафию в Бруклине с «ирландской» или «афро-американской»? Значит, не называйте еврейскую, украинскую, грузинскую и прочие мафии бывших выходцев из СССР русской».
Мой собеседник записал мое «пожелание» в блокнот, но промолчал.
Второй вопрос — точнее, ответ на него — представлял значительно больший интерес для меня как американиста: «Сериал The Sopranos в основном построен вокруг психического состояния лидера мафиозной группировки Тони Сопрано, посещающего психиатра и страдающего паническими атаками. Аналогичный сюжет в фильме Гарольда Рэмиса «Анализируй это» 1999 года. А как на самом деле американская правоохранительная система борется с мафиозными группировками в США, в том числе в строительном или риелторском бизнесе?»
Ответ моего визави я помню до сих пор: «С мафией надо бороться очень осторожно, дабы не подорвать экономику Нью-Йорка или Нью-Джерси!»
В этом всё и дело. Трамп, сколотивший состояние в Манхэттене, Бруклине и Квинсе, прекрасно это понимает. Ведь Пентагон — это гигантская машина по распилу бюджетных средств, построенная по тому же мафиозному принципу. А тут еще и выборы на носу. Если бы Трамп не использовал эту машину накануне промежуточных выборов в конгресс (6 ноября), это было бы даже странно.
Автор — профессор факультета права ВШЭ, американист
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции