Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Россия 4.0

Россия может и должна стать родиной для множества передовых технологических решений в области цифрового производства — решений, которые способны заинтересовать потребителей не только внутри страны, но и за ее пределами. Поддержкой их продвижения на международной арене активно занимается Российский экспортный центр
0
Фото: пресс-служба РЭЦ
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

12 июля в Екатеринбурге завершилась 9-я международная промышленная выставка «Иннопром», организованная Министерством промышленности и торговли РФ. Россия доказала, что она сильна не только в организации масштабных спортивных мероприятий, но и в области высоких технологий. «Иннопром-2018» — это 50 тыс. кв. м для демонстрации высокотехнологичной продукции практически всех отраслей промышленности. В мероприятиях форума приняли участие около 600 компаний-лидеров из 20 стран. Главная тема выставки в этом году — «Цифровое производство».

Цифровое производство, или четвертая промышленная революция, — это, по сути, уже не тенденция, это объективная реальность, в которой живет индустрия наиболее промышленно развитых стран. Это процесс, стартовавший на базе мощнейших возможностей передовых компьютерных технологий, чуть ли не ежеминутно меняющих производственный ландшафт. И Россия стала полноправным участником этого процесса — не просто догоняющим, а во многих секторах лидирующим, причем на высококонкурентных экспортных рынках, ведь интеллектуальный потенциал нашей страны действительно колоссален.

Очень наглядным следствием происходящих перемен является размывание отраслевых границ, фактическое их стирание — производитель продукции перестает быть исключительно производителем. Он становится поставщиком комплекса услуг и сервисов, включающих производство, как один, пусть и достаточно важный, но далеко не единственный элемент своего предложения на рынке. В целом же этот комплекс обеспечивает максимально полное удовлетворение потребностей заказчика/клиента. Что достигается за счет использования разнообразных компьютерных технологий.

Это и компьютеризация рабочих мест и производственного оборудования, и внедрение информационных технологий в логистику и управление производством, и создание единой информационной инфраструктуры, позволяющей производителю обмениваться данными со своими поставщиками (внешними и внутренними), а также с клиентами. Существует огромная масса прочих технологических приемов, выводящих процесс создания продукции на принципиально новый уровень. Когда вся схема работает как хорошие часы, минимизируя издержки и снижая риски непредвиденных сбоев.

На самом деле «Индустрия 4.0» — это особая цифровая экосистема, цифровая логистика, автоматизирующая совершенно все процессы и этапы производства. От получения цифрового задания на изготовление того или иного продукта — через создание его цифровой копии посредством виртуального проектирования — до его производства и последующей отгрузки клиенту с отслеживанием жизненного цикла этого продукта опять же посредством компьютеризированных средств удаленного доступа.

Основная цель — повышение гибкости производства, а также наиболее полное удовлетворение потребностей заказчика как в плане качества продукции, так и с точки зрения сроков ее поставки, использования, обслуживания, утилизации. Что в конечном счете должно сделать наш мир куда лучше, поскольку «Индустрия 4.0» охватывает буквально все стороны человеческой жизнедеятельности, включая быт, труд и досуг.

И именно цифровизация — один из таких сегментов, где позиции российских разработчиков довольно-таки сильны. Они уже сейчас востребованы не только на внутреннем рынке, но и за рубежом, обладая существенным экспортным потенциалом. Комментирует Андрей Слепнев, генеральный директор Российского экспортного центра:

— Российские интернет-компании «Яндекс», Mail.ru и Kaspersky Lab входят в десятку самых крупных в Европе. А экспорт программного обеспечения приносит России более $4 млрд в год. За последние десять лет количество экспортируемых из нашей страны высокотехнологичных программ и сервисов увеличилось в пять раз. Группа РЭЦ активно работает с предприятиями, так или иначе задействованными в цифровом производстве. Мы планируем экстраполировать различные форматы поддержки на новые для РЭЦ бизнес-направления. В частности, в ближайшее время подключим к программе поддержки разработчиков компьютерных игр, VR/AAR-технологий, компьютерной графики и другие направления, — отметил Андрей Слепнев, генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ).

Активную поддержку экспортных инициатив российских разработчиков в области цифрового производства как одного из направлений несырьевого экспорта осуществляет РЭЦ, представляющий собой, по сути, единое «одно окно» для работы с экспортерами в области финансовых и нефинансовых мер поддержки, включая взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, осуществляющими функции по развитию внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. В группу Российского экспортного центра интегрированы Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и Государственный специализированный российский экспортноимпортный банк (Росэксимбанк).

В рамках своей деятельности РЭЦ оказывает широкий перечень услуг производителям несырьевой продукции на всех этапах экспортного цикла. Среди них взаимодействие с профильными органами исполнительной власти, подготовка предложений по улучшению ведения предпринимательской деятельности в части экспорта и внешнеэкономической деятельности, регулярное взаимодействие с представителями делового и экспертного сообщества, помощь в преодолении барьеров и снятии «системных» ограничений.

Для устранения сложностей, возникающих при продвижении своей продукции российскими экспортерами на зарубежных, в частности азиатских, интернет-площадках, Российский экспортный центр запустил несколько виртуальных российских павильонов на ключевых онлайн-площадках в Китае, Японии и во Вьетнаме. Также РЭЦ определил компанию-оператора, готового обеспечить полную сервисную поддержку интернет-продаж для клиентов РЭЦ. Воспользовавшись услугами компании-оператора, экспортеры могут осуществить сертификацию, стикеровку, маркетинговое продвижение своей продукции, сборку заказов, доставку их до конечных покупателей и работу с возвратами. Кроме этого РЭЦ проводит промокампанию по продвижению открывшихся российских павильонов, которая позволяет покупателям из Азии узнать о представленных в павильонах российских товарах.

Всего в линейке финансовых и нефинансовых продуктов группы РЭЦ более 100 услуг и продуктов, наиболее востребованными из них по результатам анализа обращений экспортно ориентированных компаний в РЭЦ являются: выбор рынка и поиск партнеров, аналитика и исследования, участие в выставках и бизнес-миссиях и другие.

Важность такой поддержки для отечественного бизнеса, для регионов, для отдельных предпринимателей и т.д., стремящихся представить нашу страну на мировой арене, велика. По отдельности, выходя на иностранные рынки, российские компании испытывают типичные для экспортеров сложности. Им незнакомы особенности местного рынка, трудно установить контакты на высоком уровне, что просто необходимо для продвижения такого класса решений и пр. Как раз в этом РЭЦ может оказать наиболее эффективную помощь, используя свои возможности в полной мере.

В частности, создание центров экспорта ИТ в ключевых регионах, таких как Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Африка, Центральная и Латинская Америка, позволит объединить российских экспортеров в рамках наиболее перспективных тематик и выходить на местный рынок консорциумом.

— Можно смело говорить, что российский несырьевой экспорт уже перешел в стадию активного роста. В 2017 году, по нашим расчетам, он увеличился на 22,7% — до $133,8 млрд. В том числе растут поставки на высококонкурентные рынки США и Европейского союза.

РЭЦ как центр компетенции будет аккумулировать все силы и ресурсы, чтобы реализовать поручения президента по развитию несырьевого экспорта. Наша ближайшая цель — качественно увеличить количество экспортеров, сформировать новые программы поддержки, провести системную работу по масштабному снижению административных барьеров, — рассказал Андрей Слепнев.

Хороший пример, наглядно иллюстрирующий деятельность РЭЦ, — участие в выставке «Иннопром-2018». Для формирования национального проекта по развитию экспорта была организована проектная мастерская — трехнедельный интенсив, когда каждая задача решалась в сформированных группах, куда вошли представители бизнеса, деловых ассоциаций, а также органов региональной и федеральной власти.

Работа, в частности, велась над упрощением процедуры подтверждения нулевой ставки НДС. Мастерские подготовили предложения, которые позволят расширить возможность ее применения. Было предложено внести новые статьи в СПИК для существенной поддержки экспортных проектов, а также разработать меры мотивации для госкомпаний к наращиванию объемов экспорта, модернизировать инструменты тарифного и налогового регулирования.

В национальном проекте развития несырьевого неэнергетического экспорта будут определены четкие коэффициенты эффективности по всем направлениям работы, инструменты достижения этих результатов, а также ответственные за своевременное выполнение каждой задачи.

Кроме того, на стенде Российского экспортного центра было представлено более 20 высокотехнологичных компаний, продукция которых ориентирована на экспорт. Это производители в сфере программного обеспечения, цифровой безопасности, управления персоналом и производственными процессами, телекоммуникаций.

В частности, программные продукты компании VR Concept способствуют снижению затрат на создание натурных прототипов, повышению качества и скорости принятия решений, а также эффективности коллективной работы удаленных специалистов. ПО VR Concept построено на базе движка собственной разработки, внесено в реестр Минкомсвязи и уверенно конкурирует с зарубежными аналогами.

«Т8» представила телекоммуникационную DWDM-систему «Волга». Это оборудование для построения магистральных волоконно-оптических DWDM-сетей. Является ключевой технологией для реализации программы «Цифровая экономика РФ» и обеспечивает сетевую инфраструктуру операторов связи. На платформе «Волга» разработана первая в Европе плата с пропускной способностью 400 Гбит/с по одной несущей, что позволяет модернизировать существующие линии связи, увеличивая их пропускную способность в несколько раз.

Компания Adeptik занимается разработкой и внедрением бизнес-приложений, использующих методы искусственного интеллекта для эффективной цифровой трансформации производства, логистики и сервиса. Компания развивает компетенции и технологии роевого интеллекта, нейронных сетей, обработки больших массивов данных.

— За последнее десятилетие российские ИТ-компании наработали много эффективных, а зачастую и понастоящему инновационных решений в этих областях, равных которым в мире мало. Отечественные разработки в области кибербезопасности и цифрового суверенитета в состоянии конкурировать и представлять достойную альтернативу решениям любых других стран. Москва как «умный город» уже сейчас является примером для многих других городов, и это находит свое отражение в международных рейтингах, — комментирует Андрей Слепнев.

Как видим, Россия действительно постепенно и планомерно наращивает свое участие в цифровой индустрии, успешно предлагая продукцию отечественных разработчиков зарубежным потребителям. Для этого создаются подходящие условия, предоставляется широкий спектр финансовых и нефинансовых мер поддержки. Ну а интеллектуального потенциала нам не занимать. Именно поэтому наша страна имеет прекрасную возможность стать родиной множества передовых технологических решений в области цифрового производства, а в некоторых направлениях — четвертой промышленной революции — и выйти на лидирующие позиции.

Прямой эфир