Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

Пустые обещания

Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев — о возможном вступлении Грузии и Украины в НАТО и угрозе национальной безопасности
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Хельсинки 16 июля состоялась исключительно важная встреча президентов РФ и США Владимира Путина и Дональда Трампа. Впервые за последние годы американская сторона согласилась начать процесс восстановления отношений с Россией, в первую очередь в сфере безопасности.

В этот же день Владимир Путин ответил на вопросы журналиста Криса Уоллеса, ведущего телеканала Fox News. В частности, американское СМИ интересовала реакция России на вступление в НАТО Украины или Грузии. Отвечая на этот вопрос, российский лидер  сослался на сложный механизм принятия решений в альянсе, основанный на консенсусе. Поэтому даже внутри НАТО Вашингтон вынужден больше работать на двустороннем уровне. Следствием этого стало то, что в Польши и Румынии «размещаются сейчас элементы стратегической противоракетной обороны США». Как отметил Владимир Путин, «для нас это представляет прямую угрозу нашей безопасности. Поэтому продвижение инфраструктуры НАТО к нашим границам будет представлять для нас угрозу, и мы будем относиться, конечно, крайне отрицательно».

Столь же негативно в РФ воспринимают предстоящие крупнейшие учения НАТО Anaconda и Trident Juncture. Так, военные учения Anaconda вскоре пройдут в Польше с целью проверки возможностей стран альянса по защите своего восточного фланга. Причем в рамках маневрах по ожидаемому противнику (очевидно, что в этом качестве могут выступать лишь Вооруженные силы РФ) будут отрабатываться превентивные удары. В этих учениях примут участие порядка 100 тыс. военнослужащих, 5 тыс. единиц военной техники, 150 военных самолетов и вертолетов, 45 боевых кораблей из большинства стран альянса и пяти государств-партнеров. При этом следует учитывать, что только на 10 военных базах НАТО в Польше и странах Балтии размещено 15 тыс. военнослужащих и 3,5 тыс. единиц военной техники. Владимир Путин полагает, что это противоречит основополагающему документу, выстраивающему отношения между Российской Федерацией и НАТО, и является дестабилизирующим фактором.

Если же вернуться к вопросу вступления в НАТО Украины и Грузии, то хотелось бы заметить следующее. ВС Украины ни по своим вооружениям, ни даже по своей структуре не соответствуют стандартам альянса. Это государство находится в условиях войны на собственной территории и имеет территориальные претензии к РФ. Внутри Украины наблюдается чрезвычайно высокая внутренняя нестабильность и сложное социально-экономическое положение, в том числе обусловленное разрывом экономических связей с Россией. В результате, идет процесс деиндустриализации и закрытия наиболее высокотехнологических производств (ракетостроение, авиастроение, атомная энергетика, оборонно-промышленный комплекс в целом), резко снижается потенциал энергогенерирующих мощностей, продолжается существенный отток за границу трудоспособного населения.

В таких условиях прием Украины в НАТО возможен только по политическим соображениям при полном политическом безволии ведущих европейских государств (в первую очередь Германии и Франции). При сохранении нынешнего правящего режима в Киеве это создаст для НАТО чрезвычайно серьезную проблему, в результате альянс будет втянут в силовое противостояние с РФ. В силу множества причин такое развитие событий представляется маловероятным.

В отношении вступления в НАТО Грузии ситуация качественно иная. ВС этой страны во многом соответствуют стандартам НАТО, что было подтверждено как в ходе многочисленных военных учений, так и различных миротворческих операций. Но тяжелое социально-экономическое положение ведет к внутренней нестабильности. Это может проявится уже в октябре 2018 года в ходе президентских выборов. Помимо этого, Абхазия и Южная Осетия являются частично признанными государственными образованиями, интеграция которых в состав Грузии (о чем неоднократно заявляли в руководстве альянса) даже в виде конфедерации станет невозможной, если Тбилиси предоставят план действий по членству в НАТО. Неизбежно и обострение отношений между РФ и НАТО, но это не будет носить столь острого характера, как с Украиной.

Таким образом, прием в НАТО не только Украины, но и Грузии находится под серьезным вопросом. В связи с этим любые соответствующие заявления Брюсселя больше напоминают пустые обещания, чем реальность. К сожалению, местные элиты стараются этого не замечать.

Автор — заместитель директора Института стран СНГ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте также
Прямой эфир