Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Таксисты сделали заказ

Определены самые популярные в таксопарках машины
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 2017 году таксомоторные компании чаще всего покупали три модели автомобилей — Hyundai Solaris, Kia Rio и Skoda Octavia. Выбор перевозчиков обусловлен стоимостью эксплуатации машины и возможностью договориться с дилером об оптовой скидке. Участники рынка говорят, что компаниям приходится постепенно переходить на более дешевые машины из-за работы агрегаторов, навязывающих свои тарифы.

Чехи против корейцев

Анализ данных онлайн-агрегаторов такси («Яндекс.Такси», Gett), таксопарков и независимых экспертов («Автостат») показывает, что в крупных городах самые популярные модели — это Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Octavia и с небольшим отставанием от тройки лидеров — Volkswagen Polo. На решение о выборе автомобиля оказывают влияние несколько факторов, рассказал гендиректор московской Новой транспортной компании (700 машин в парке) Феликс Маргарян. «У нас все автомобили — это Skoda Octavia, — сообщил он. — Практика показала, что общие затраты на содержание этих машин меньше, чем на «корейцев», они меньше и реже ломаются. Кроме того, у нас есть договоренности по скидкам с дилерами Skoda при покупке новых машин». По словам Феликса Маргаряна, модель Octavia универсальна: эту машину можно подавать для заказов как в эконом- так и в более дорогом комфорт-классе, «корейцы» же применяются только для бюджетных поездок. Вместе с тем автомобиль чешского бренда заметно дороже — цена на базовую Octavia начинается от 984 тыс. рублей, Hyundai Solaris — от 654 тыс. рублей, Kia Rio — от 562 тыс. рублей. Многие компании придерживаются мультибрендовой модели. Так, к примеру, петербургский сервис «ТаксовичкоФ» (более 5 тыс. машин в парке) использует Hyundai Solaris, Skoda Rapid, VW Polo и другие машины. «Приоритет в работе нашего сервиса — удобство и безопасность клиента, — поясняет операционный директор «ТаксовичкоФ» Анатолий Малышев. — Мы подбираем машины, показывающие топовые позиции в рейтингах безопасности и по уровню комфорта».

Рынок такси Москвы (и частично — Санкт-Петербурга) отличается от региональных в том числе требованиями к моделям машин для определенных классов, поясняют в пресс-службе Gett. Например, для работы в экономклассе в Москве агрегатор допускает иномарки не старше трех лет, в регионах могут применяться более старые машины. «Стоит учесть, что большая часть автомобилей находится в лизинге, срок выплаты по которому составляет порядка трех лет, что также закладывается в экономику выбора марки и модели», — рассказали в Gett.

Между тем положение перевозчиков ухудшается из-за работы онлайн-агрегаторов заказов, отметил Феликс Маргарян, они конкурируют между собой, устанавливая предельно низкий тариф на перевозку. Проблема эта обсуждается уже несколько лет, подготовлен законопроект об ответственности агрегаторов, но документ до сих пор не принят. В результате снижения тарифов, по словам Феликса Маргаряна, все больше компаний переходят на бюджетные модели. «Мы уже думаем над тем, чтобы перейти на Skoda Rapid (на 350 тыс. рублей дешевле Octavia), — рассказывает он. — Но такими темпами мы в итоге все на «Лады» перейдем». Демпинг агрегаторов привел к тому, что «классические» автопарки начали экономить, подтверждает Анатолий Малышев из «ТаксовичкоФ»: реже обновляют автопарк, экономят на обслуживании. «По закону к работе в такси допускаются машины возрастом до пяти лет, кроме того, можно экономить на комплектующих и ремонте, затратах на выпуск такси на линию, — говорит он. — Мы избегаем таких решений, поэтому мы оптимизируем свои расходы за счет внедрения информационных технологий. За прошедший год мы оптимизировали водительское приложение, внедрили Big Data для прогнозирования загрузки машин». Крупным компаниям удается держать планку за счет сохранения лояльных клиентов, заказывающих такси напрямую в компании: тарифы в этом случае выше, рассказывает Феликс Маргарян. «Такие клиенты хотят получить гарантированно качественную перевозку на нормальной машине, — говорит он. — А при заказе через агрегаторов приезжает непонятно кто. Мы же несем ответственность за машины и водителей. Но таких заказов становится все меньше». Впрочем, есть и позитивные сдвиги. Сейчас в сфере такси намечается переломный момент: из-за слияния «Яндекс.Такси» и Uber, а также Fasten и Rutaxi рынок монополизируется, отмечает Анатолий Малышев. «В результате впервые за четыре года клиенты видят рост цен, а водители — снижение комиссии», — говорит он. Участники рынка рассчитывают на этом фоне несколько увеличить прибыль, что позволит избежать перехода на откровенно дешевые машины.

«Газели» всех модификаций

Рынок грузового такси работает по другим правилам. В Московском регионе такого рода перевозки ориентированы на переезды (перевозка мебели) и доставку стройматериалов для ремонта. Транспортные компании при выборе машин ориентируются в основном на небольшие микроавтобусы или грузовики с тентами — универсальные транспортные средства, способные вместить помимо груза еще и нескольких грузчиков, рассказывает координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко.

В столице важно, чтобы машина могла легально проехать во все районы Москвы. Напомним, что в городе действует пропускной режим для грузовиков — с 6.00 до 22.00 запрещено въезжать в центр, ограниченный ТТК, машинам грузоподъемностью выше 1 т. Во многих районах введен «грузовой каркас» — улицы, за пределы которых запрещено выезжать грузовикам грузоподъемностью более 2,5 т. Получать для каждого случая пропуск сложно, говорит Валерий Войтко, нужна универсальная небольшая машина. «Как правило, для грузового такси выбирают «Газели» или Hyundai Porter, — рассказывает Валерий Войтко. — Те, кто мыслит более стратегически, предпочитают марки небольшие — Iveko и Ford. Да, первоначальные затраты высокие, но впоследствии экономия выходит за счет надежности и затрат на эксплуатацию».

Операционный директор компании «ГрузовичкоФ» (в парке — 1,3 тыс. машин) Илья Берсон говорит, что большинство автомобилей в компании — на базе «ГАЗель Бизнес». «Каждый тип машины имеет свои преимущества, — пояснил он. — Например, высокий евротент — самый вместительный, а для заезда в любую арку в исторических зданиях Северной столицы подойдет машина с низким тентом. В случае заезда во дворы-колодцы нужен автомобиль с длиной кузова до 3 м». «ГАЗель Фермер» (5-местная) активно используется в период дачного сезона: такой тип автомобиля, в отличие от стандартной «Газели», позволяет перевезти до четырех пассажиров, а также все необходимые вещи. «Фургон» позволяет надежно расставлять и закреплять груз, добавляет Илья Берсон: это важно при квартирном переезде или транспортировке груза, у такого грузовика увеличенный по сравнению с тентованной версией объем и жесткий кузов. «В связи с тем, что обновление автопарка производится на регулярной основе, партнерская программа лояльности позволяет нам расширять кузовной портфель исходя из потребностей наших клиентов, — добавил он. — Безусловно, необходимо учитывать уровень стоимости запасных частей и расходных комплектующих, но при больших объемах она минимальна».

Прямой эфир