Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Умножение путем деления

Долевая экономика растет, невзирая на экономические кризисы
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мы живем в эпоху смены классиче­ской модели потребления на прин­ципиально иную — долевую, которая уже начала ломать всю привычную систему взаимоотношений произво­дителя товаров и услуг с покупателя­ми. Современный потребитель хочет не владеть, а пользоваться товаром по необходимости. Сейчас мировой объем рынка долевого потребления оценивается в $15 млрд, по прогнозам через семь лет он вырастет до 300 млрд. Об этом новом явлении в мировой эко­номике шла речь и на ПМЭФ.

Отречемся от старого мира

Совсем недавно, на рубеже тысячеле­тий, уровень благополучия человека и качество его жизни в значительной мере измерялись имуществом, кото­рым он владел. Собственная квартира, дача, машина были мерилом успешно­сти. Миллениалам все это уже не нужно. У них другая логика. «Зачем мне квар­тира в Москве, если я могу путешество­вать по миру, снимая жилье на день или на месяц?», «Зачем мне домик в дерев­не, если я могу поехать на дачу к дру­зьям или снять коттедж на выходные?», «Зачем мне машина, особенно в Москве, если парковки платные, бензин доро­гой, страховка дорожает?»

Они готовы владеть очень малым, зато хотят потреблять больше. И на сце­не появляется шеринг (от англ. sharing): совместное пользование каким-либо имуществом — от дома и машины до ту­ристической палатки. Шеринг приоб­рел самые разные формы: это и карше­ринг — сервис поминутной аренды авто с бесплатными парковками, оплачен­ным бензином и страховкой, и попу­лярный сервис сдачи жилья — Airbnb, и Blablacar, когда водитель берет с со­бой в длительное путешествие попут­чиков, которые взамен оплачивают ему бензин. Сервис Rentmania, работающий в Москве, Московской области, а также в Санкт-Петербурге и области, позво­ляет арендовать практически любую вещь: фототехнику, одежду, инстру­менты и тренажеры.

Как выяснил в ходе собственного исследования один из крупнейших мировых производителей автомоби­лей — Ford, больше половины европей­цев готовы за деньги поделиться своим имуществом с другими. По данным ис­следования, 55% готовы отдать в аренду автомобиль, 44% — дом, 31% — мобиль­ный телефон. 78% опрошенных готовы подвозить попутчиков на своем авто­мобиле (райдшеринг) или доставлять посылки.

В России подобные сервисы хоть и возникли позже, но приживаются лучше, чем в Европе и в США, — ска­зывается генетическая память: в со­ветские годы взаимообмен и взаимо­помощь были очень распространены, но не имели экономической подопле­ки. Сейчас все это просто переводится на финансовые рельсы, ложась на хоро­шо подготовленную почву. Экономика совместного потребления — не эконо­мика взаимопомощи и не экономика сотрудничества, ее участники прода­ют свои услуги за деньги, подчеркива­ет профессор Нью-Йоркского универ­ситета Арун Сандарарян, автор книги The Sharing Economy.

Шеринг давно перестал восприни­маться как игрушка или формат взаи­мовыручки — в этот бизнес уже стали входить даже производители автомо­билей, понявшие, что вот-вот начнут терять своих покупателей. Volkswagen, General Motors и Toyota начали актив­но инвестировать и в «мобильные» так­си, и в каршеринг. А GM даже создала собственную каршеринговую компа­нию Maven.

Uber начинает и выигрывает

Характерной чертой новой модели по­требления стал отказ от личного кон­такта с посредником — агрегатором, все общение продавца и покупателя товара или услуги происходит онлайн, а чаще даже в мобильных приложениях, где рулят чат-боты. Это явление в по­следние несколько лет стали называть уберизацией — термин придумал глава французской медиагруппы Publics Мо­рис Леви в конце 2014 года по названию первого такси-агрегатора, где работа­ют не штатные водители, а обычные владельцы авто, которые зарегистри­рованы в системе и отчисляют опреде­ленный процент от стоимости заказа Uber. Теперь под уберизацией пони­мают в целом использование бизне­сом цифровой платформы для созда­ния добавленной стоимости сервиса путем объединения на ней клиентов и поставщиков услуг.

Теоретически подрабатывать в Uber может любой человек, имеющий авто­мобиль. Заказ такси, отслеживание его маршрута, контакт с водителем и опла­та происходят через мобильное прило­жение смартфона. По аналогии с Uber были созданы и другие агрегаторы так­си, которые постепенно вытеснили с рынка таксистов-одиночек. И опять же на русской почве эти семена дали более богатый урожай: опытные путе­шественники утверждают, что тако­го разнообразия такси-сервисов, как в Москве, нет ни в одной европейской столице.

Автор цитаты

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ГОТОВО ВЛАДЕТЬ МАЛЫМ, НО ХОЧЕТ ПОТРЕБЛЯТЬ МНОГО

Уберизация затронула самые раз­ные сферы. Так, например, еще до на­чала санации банк «Открытие» объя­вил о намерении вложиться в развитие мобильного приложения для арен­додателей и их жильцов. Серьезный вклад в уберизацию сферы недвижи­мости внесла нью-йоркская компания Lemonade — один из самых успешных на Западе страховых стартапов. Инве­сторами проекта стали, в частности, GV (Google Ventures) и General Catalysts. Первоначальные инвестиции в разме­ре $34 млн только за первый год при­несли $60 млн прибыли.

Спустя год после запуска компа­ния по онлайн-страхованию недви­жимости (арендодатель страхует свое имущество, арендатор — свою ответственность) стала претендо­вать на национальный охват. В систе­ме очень низкие расходы на ведение дел за счет отсутствия андеррайтин­га, агентов, банков-партнеров, служ­бы возмещения убытков, кол-центра и прочих атрибутов классических страховых компаний. Выплата страхо­вого возмещения происходит из фон­да, формируемого из взносов участ­ников. Регистрацию, прием взносов, выплаты осуществляет робот. Вся си­стема максимально прозрачна — 20% оставляют себе владельцы, 40% идет на перестрахование будущих рисков, 40% — на выплаты по страховым случа­ям. Неизрасходованная часть от фон­да распределяется между клиентами в конце каждого года (giveback). Уро­вень возвращенных средств может доходить до 20% от выплаченной пре­мии. Эту модель уже начали копиро­вать страховщики в других странах, некоторые эксперты страхового рынка даже высказывают мысли, что со вре­менем P2P-страхование заменит ны­нешние модели, так как оно больше отражает саму суть этого вида финан­совой деятельности — создание кассы взаимопомощи на всякий случай.

В прошлом году появился термин «Uber-медицина» — медицинский сер­вис, работающий по принципу из­вестного агрегатора такси, запустило «Ренессанс Страхование» совместно с Medico. «Uber-медицина» — геотар­гетированный мобильный сервис для вызова врача на дом, с помощью кото­рого пользователи могут онлайн вы­брать врача, отслеживать его маршрут и понимать точное время прибытия. Для медицинского учреждения систе­ма позволяет оптимизировать времен­ные затраты врача и направить паци­енту того специалиста, который ему больше подходит.

По пути «уберизации» идет даже Банк России, который приступил к соз­данию прототипа собственного мар­кетплейса — единой платформы, на ко­торой можно будет подобрать и купить финансовую услугу от проверенных производителей без акцента на брен­ды и репутацию. Подразумевается, что если тебя взяли в игру, значит, ты до­стоин доверия клиента — потребители услуг перестанут обращать внимание на названия компаний, а будут выби­рать кредит или вклад просто по пара­метрам. При этом услуги будут макси­мально персонифицированы.

Залог успеха экономики совмест­ного потребления — в экономии ресур­сов. Владение каким-либо средством производства, от автомобиля до ин­струмента, означает серьезные траты на его покупку, содержание и обслу­живание. Шеринг позволяет изба­виться от ненужных трат. И чем доро­же объект, тем выгоднее разделить его пользование с кем-то. Сокращение за­трат на владение высвобождает сред­ства на пользование. В этом привлека­тельность новой системы для клиента. Впрочем, подобная модель экономи­чески привлекательна для всех задей­ствованных сторон. Для владельцев недвижимости и других дорогосто­ящих товаров совместное пользова­ние дает возможность частичного воз­мещения уже понесенных затрат. Для тех, кто предоставляет сервис, суще­ственно снижаются затраты на поиск клиента.

Читайте также
Прямой эфир