Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Умножение путем деления

Долевая экономика растет, невзирая на экономические кризисы
0
Фото: «Автомобиль по подписке» — самый быстрорастущий сегмент продаж легкового транспорта||Getty Images/Bloomberg
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мы живем в эпоху смены классиче­ской модели потребления на прин­ципиально иную — долевую, которая уже начала ломать всю привычную систему взаимоотношений произво­дителя товаров и услуг с покупателя­ми. Современный потребитель хочет не владеть, а пользоваться товаром по необходимости. Сейчас мировой объем рынка долевого потребления оценивается в $15 млрд, по прогнозам через семь лет он вырастет до 300 млрд. Об этом новом явлении в мировой эко­номике шла речь и на ПМЭФ.

Отречемся от старого мира

Совсем недавно, на рубеже тысячеле­тий, уровень благополучия человека и качество его жизни в значительной мере измерялись имуществом, кото­рым он владел. Собственная квартира, дача, машина были мерилом успешно­сти. Миллениалам все это уже не нужно. У них другая логика. «Зачем мне квар­тира в Москве, если я могу путешество­вать по миру, снимая жилье на день или на месяц?», «Зачем мне домик в дерев­не, если я могу поехать на дачу к дру­зьям или снять коттедж на выходные?», «Зачем мне машина, особенно в Москве, если парковки платные, бензин доро­гой, страховка дорожает?»

Они готовы владеть очень малым, зато хотят потреблять больше. И на сце­не появляется шеринг (от англ. sharing): совместное пользование каким-либо имуществом — от дома и машины до ту­ристической палатки. Шеринг приоб­рел самые разные формы: это и карше­ринг — сервис поминутной аренды авто с бесплатными парковками, оплачен­ным бензином и страховкой, и попу­лярный сервис сдачи жилья — Airbnb, и Blablacar, когда водитель берет с со­бой в длительное путешествие попут­чиков, которые взамен оплачивают ему бензин. Сервис Rentmania, работающий в Москве, Московской области, а также в Санкт-Петербурге и области, позво­ляет арендовать практически любую вещь: фототехнику, одежду, инстру­менты и тренажеры.

Как выяснил в ходе собственного исследования один из крупнейших мировых производителей автомоби­лей — Ford, больше половины европей­цев готовы за деньги поделиться своим имуществом с другими. По данным ис­следования, 55% готовы отдать в аренду автомобиль, 44% — дом, 31% — мобиль­ный телефон. 78% опрошенных готовы подвозить попутчиков на своем авто­мобиле (райдшеринг) или доставлять посылки.

В России подобные сервисы хоть и возникли позже, но приживаются лучше, чем в Европе и в США, — ска­зывается генетическая память: в со­ветские годы взаимообмен и взаимо­помощь были очень распространены, но не имели экономической подопле­ки. Сейчас все это просто переводится на финансовые рельсы, ложась на хоро­шо подготовленную почву. Экономика совместного потребления — не эконо­мика взаимопомощи и не экономика сотрудничества, ее участники прода­ют свои услуги за деньги, подчеркива­ет профессор Нью-Йоркского универ­ситета Арун Сандарарян, автор книги The Sharing Economy.

Шеринг давно перестал восприни­маться как игрушка или формат взаи­мовыручки — в этот бизнес уже стали входить даже производители автомо­билей, понявшие, что вот-вот начнут терять своих покупателей. Volkswagen, General Motors и Toyota начали актив­но инвестировать и в «мобильные» так­си, и в каршеринг. А GM даже создала собственную каршеринговую компа­нию Maven.

Uber начинает и выигрывает

Характерной чертой новой модели по­требления стал отказ от личного кон­такта с посредником — агрегатором, все общение продавца и покупателя товара или услуги происходит онлайн, а чаще даже в мобильных приложениях, где рулят чат-боты. Это явление в по­следние несколько лет стали называть уберизацией — термин придумал глава французской медиагруппы Publics Мо­рис Леви в конце 2014 года по названию первого такси-агрегатора, где работа­ют не штатные водители, а обычные владельцы авто, которые зарегистри­рованы в системе и отчисляют опреде­ленный процент от стоимости заказа Uber. Теперь под уберизацией пони­мают в целом использование бизне­сом цифровой платформы для созда­ния добавленной стоимости сервиса путем объединения на ней клиентов и поставщиков услуг.

Теоретически подрабатывать в Uber может любой человек, имеющий авто­мобиль. Заказ такси, отслеживание его маршрута, контакт с водителем и опла­та происходят через мобильное прило­жение смартфона. По аналогии с Uber были созданы и другие агрегаторы так­си, которые постепенно вытеснили с рынка таксистов-одиночек. И опять же на русской почве эти семена дали более богатый урожай: опытные путе­шественники утверждают, что тако­го разнообразия такси-сервисов, как в Москве, нет ни в одной европейской столице.

Автор цитаты

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ГОТОВО ВЛАДЕТЬ МАЛЫМ, НО ХОЧЕТ ПОТРЕБЛЯТЬ МНОГО

Уберизация затронула самые раз­ные сферы. Так, например, еще до на­чала санации банк «Открытие» объя­вил о намерении вложиться в развитие мобильного приложения для арен­додателей и их жильцов. Серьезный вклад в уберизацию сферы недвижи­мости внесла нью-йоркская компания Lemonade — один из самых успешных на Западе страховых стартапов. Инве­сторами проекта стали, в частности, GV (Google Ventures) и General Catalysts. Первоначальные инвестиции в разме­ре $34 млн только за первый год при­несли $60 млн прибыли.

Спустя год после запуска компа­ния по онлайн-страхованию недви­жимости (арендодатель страхует свое имущество, арендатор — свою ответственность) стала претендо­вать на национальный охват. В систе­ме очень низкие расходы на ведение дел за счет отсутствия андеррайтин­га, агентов, банков-партнеров, служ­бы возмещения убытков, кол-центра и прочих атрибутов классических страховых компаний. Выплата страхо­вого возмещения происходит из фон­да, формируемого из взносов участ­ников. Регистрацию, прием взносов, выплаты осуществляет робот. Вся си­стема максимально прозрачна — 20% оставляют себе владельцы, 40% идет на перестрахование будущих рисков, 40% — на выплаты по страховым случа­ям. Неизрасходованная часть от фон­да распределяется между клиентами в конце каждого года (giveback). Уро­вень возвращенных средств может доходить до 20% от выплаченной пре­мии. Эту модель уже начали копиро­вать страховщики в других странах, некоторые эксперты страхового рынка даже высказывают мысли, что со вре­менем P2P-страхование заменит ны­нешние модели, так как оно больше отражает саму суть этого вида финан­совой деятельности — создание кассы взаимопомощи на всякий случай.

В прошлом году появился термин «Uber-медицина» — медицинский сер­вис, работающий по принципу из­вестного агрегатора такси, запустило «Ренессанс Страхование» совместно с Medico. «Uber-медицина» — геотар­гетированный мобильный сервис для вызова врача на дом, с помощью кото­рого пользователи могут онлайн вы­брать врача, отслеживать его маршрут и понимать точное время прибытия. Для медицинского учреждения систе­ма позволяет оптимизировать времен­ные затраты врача и направить паци­енту того специалиста, который ему больше подходит.

По пути «уберизации» идет даже Банк России, который приступил к соз­данию прототипа собственного мар­кетплейса — единой платформы, на ко­торой можно будет подобрать и купить финансовую услугу от проверенных производителей без акцента на брен­ды и репутацию. Подразумевается, что если тебя взяли в игру, значит, ты до­стоин доверия клиента — потребители услуг перестанут обращать внимание на названия компаний, а будут выби­рать кредит или вклад просто по пара­метрам. При этом услуги будут макси­мально персонифицированы.

Залог успеха экономики совмест­ного потребления — в экономии ресур­сов. Владение каким-либо средством производства, от автомобиля до ин­струмента, означает серьезные траты на его покупку, содержание и обслу­живание. Шеринг позволяет изба­виться от ненужных трат. И чем доро­же объект, тем выгоднее разделить его пользование с кем-то. Сокращение за­трат на владение высвобождает сред­ства на пользование. В этом привлека­тельность новой системы для клиента. Впрочем, подобная модель экономи­чески привлекательна для всех задей­ствованных сторон. Для владельцев недвижимости и других дорогосто­ящих товаров совместное пользова­ние дает возможность частичного воз­мещения уже понесенных затрат. Для тех, кто предоставляет сервис, суще­ственно снижаются затраты на поиск клиента.

Прямой эфир