Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МАГАТЭ подтвердило отсутствие ущерба ядерным объектам Ирана после атаки Израиля
Общество
Путин назвал повышение продолжительности жизни ключевым приоритетом в РФ
Мир
В посольстве РФ назвали спокойной обстановку в Иране после атаки Израиля
Общество
Синоптики предупредили москвичей о небольшом дожде и порывах ветра 19 апреля
Мир
The Economist сообщил о создании на Украине дрона большой дальности
Мир
Экс-преподаватель новой главы МИД Латвии Браже назвал ее женщиной с чутьем
Мир
Байба Браже стала новой главой МИД Латвии
Авто
На экс-заводе Mercedes в Подмосковье соберут 360 машин за май
Общество
На Запорожской АЭС заявили об угрозе ядерной безопасности из-за беспилотников
Общество
Более 400 домов в Оренбургской области за сутки освободились от воды
Мир
В Палестине озвучили намерение продолжать отстаивать свои права в ООН
Мир
Израиль атаковал Иран в день рождения духовного лидера республики
Мир
Страны G7 19 апреля обсудят ситуацию вокруг удара Израиля по Ирану
Происшествия
МО назвало вероятной причиной аварии Ту-22M3 на Ставрополье техническую неисправность
Армия
В Карелии сформирована отдельная ракетная бригада с ОТК «Искандер-М»
Общество
В Курганской области подтоплены почти 2 тыс. жилых и около 3,4 тыс. дачных домов

Пушкин золотой середины

Санкт-Петербургский театр им. Андрея Миронова показал в Москве «Маленькие трагедии»
0
Фото: пресс-служба Федерального гастрольного центра
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Бытует мнение, что классику надо ставить так, чтобы она не была похожа сама на себя. Чтобы зритель, смотрящий Пушкина или Достоевского, Островского или Шекспира, не вспоминал о них, а оригинальное заглавие, вынесенное на афишу, воспринимал как досадное недоразумение. Только в этом случае, считают от души самовыразившиеся авторы, классика имеет право считаться актуальной.

Имеется в современном театре (правда, в значительно меньшем объеме) и другая крайность. Если первую характеризует избыток адреналина, то вторую — склонность к нафталину. Иными словами, желание не отступать от вековых традиций.

На этом фоне откровением смотрятся спектакли, авторам которых удалось соблюсти золотую середину: и классика сохранить, и из дня сегодняшнего не выпасть. Одна из таких приятных неожиданностей — «Маленькие трагедии» режиссера Влада Фурмана, привезенные в Москву Санкт-Петербургским театром им. Андрея Миронова в рамках федеральной программы «Большие гастроли».

Пушкинский текст сохранен. Герои узнаваемы. Моцарт остался Моцартом. Дон Жуан — Дон Жуаном. Вальсингам — Вальсингамом. Но это не персонажи своих веков или пушкинского времени, а живые, реальные, современные люди. И формат, выбранный для их представления, соответствует сегодняшним тенденциям. «Дон Жуан», например, становится черной комедией со смертельной дуэлью посредством черешневых косточек и необыкновенно жизнелюбивым заглавным героем (Алексей Морозов). Даже когда гангстеры закатывают его в бадью с цементом (покойный командор, судя по всему, был крупным мафиози), он сохраняет здоровый оптимизм.

«Моцарт и Сальери» обнаруживает признаки абсурдистской драмы. Парики используются как шляпы, «фигляр презренный» оказывается мастером единоборств, Сальери предстает во множестве лиц (посредственностей много, гений один), и вся эта разномастная компания усаживается за тайную вечерю, подливая отравленное вино божественному Моцарту. «Пир во время чумы» прочитан как апокалиптический триллер — с завыванием сирены, оживающими мертвецами и ликвидаторами в спецкостюмах. В то же время духоподъемное «Есть упоение в бою» не декларируется, а поется — задушевно, как на посиделках у костра. И что удивительно — это разнообразие не входит в клинч с пушкинским стихом. Возможно, потому, что преподнесение его во всем интонационном, ритмическом и темповом богатстве исполнители считают своей главной задачей.

Есть в этом разделе безусловный победитель — Евгений Баранов. «Скупой рыцарь» с его участием — театр одного актера. Присутствуют там и другие, достойно поданные персонажи, но волею драматурга именно Скупому подарен протяженный и сложнейший монолог, а артисту — шанс, которым он не замедлил воспользоваться.

Воля режиссера, помимо жанровых трансформаций, проявляется в единственном несовпадении с оригиналом. Вместо лирической канцонетты про Инезилью Лаура читает гостям «Из Пиндемонти»: «Недорого ценю я громкие права...» Далее — по тексту: «А чьи стихи, Лаура? — Дон Жуана». Манифест свободного художника («для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи») присваивают себе и остальные участники «Маленьких трагедий». Финал ознаменован коллективной мелодекламацией этого шедевра и благодарными аплодисментами зрителей, разделивших мнение авторов.

 

Прямой эфир