Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Сенатор США предостерег от назначения Кеннеди-младшего главой минздрава
Мир
Сельхозпроизводители ЕС выступили против введения новых пошлин на удобрения РФ
Общество
Суд вынес приговоры еще трем фигурантам дела о беспорядках в аэропорту Махачкалы
Армия
Минобороны сообщило об уничтожении четырех беспилотников ВСУ над регионами РФ
Мир
Маск выступил за увольнение препятствующих депортации мигрантов судей
Общество
Геннадия Бабаскина назначили врио замгубернатора Курской области
Происшествия
Беспилотник ВСУ атаковал машину скорой помощи в Белгородской области
Происшествия
В Алешках мирная жительница пострадала из-за обстрела со стороны ВСУ
Мир
Полковник назвал последствие возможного снижения возраста мобилизации на Украине
Общество
Блогер Елена Блиновская обжаловала арест
Мир
На Украине изменили название 20 объектов в Одессе в рамках декоммунизации
Мир
В Бельгии заявили о намерении продолжить импорт СПГ из РФ после ограничений
Мир
СМИ допустили отказ ХАМАС от освобождения заложников из-за действий Израиля
Экономика
Минтруд сообщил о планах по замещению около 11 млн рабочих мест
Мир
Пять человек пострадали на юге Ливана в результате удара израильского БПЛА
Спорт
Капитан «Салавата» Панин попал в реанимацию после столкновения в матче КХЛ
Общество
В ДНР учительницу приговорили к 11 годам колонии за шпионаж в пользу Украины

Борьба за лучшие умы

Руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева — об участии образования в решении глобальных проблем
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Какой Россия будет через 20 лет, зависит от тех, кто сейчас получает среднее и высшее образование. Если в первые два тысячелетия нашей истории самыми ценными ресурсами были драгоценные металлы и полезные ископаемые, то в XXI веке борьба идет уже за лучшие умы.

Потребность в персонализированной высокотехнологичной медицине, необходимость эффективного освоения пространства, решение задач, связанных с защитой окружающей среды, включая переход на новые, экологичные и эффективные энергетические системы… Всё это лишь некоторые из комплекса проблем под условным названием «Большие вызовы», основы действующей в России стратегии научно-технологического развития. Это глобальные задачи как для нашей страны, так и для всего мира. Например, преодолеть нарастающую резистентность микроорганизмов к современным антибиотикам пока не могут ни в США, ни в Японии, ни в странах Европы, а вот вопрос освоения приполярной территории РФ и создание условий, пригодных для жизни и работы там, — задача чисто внутрироссийская. Подобные глобальные проблемы невозможно разрешить без комплексного подхода, а это значит, что кадры для будущей основанной на научно-технологических решениях экономики нужно готовить уже со школьной скамьи.

Готова ли Россия к этому? В 2015 году появился образовательный центр «Сириус», цель которого — поддержать одаренных детей. В крупных городах всегда существовали сильные, известные не только в нашей стране школы. Несколько десятилетий свой высокий уровень подтверждают московские школа №57 и лицей «Вторая школа», санкт-петербургский лицей №239, догоняет их Республиканский лицей в Саранске… Эти и другие школы, из года в год попадающие на самые высокие места в рейтинге лучших 500 школ России, регулярно готовят молодых людей, добивающихся побед на всероссийских и международных олимпиадах, поступающих в ведущие вузы России и мира. Конечно, наука и образование — это не спорт, но нельзя не обращать внимание на тот факт, что в целом российские школьники успешно представляют свою страну на международных олимпиадах. За примером далеко ходить не надо: буквально в середине апреля 2018 года российские участники завоевали четыре медали на крупнейшей студенческой олимпиаде по программированию ACM/ICPC, и особенно приятно, что в состав победившей команды, представляющей Московский государственный университет, вошли выпускники «Сириуса» — образовательного центра в Сочи, созданного фондом «Талант и успех» по инициативе Владимира Путина.

Но как быть с читателем-скептиком, который, читая этот текст, скажет: «Победы на школьных олимпиадах — это ведь сплошь успехи школьников из Москвы и Питера. А в глубинке кто работает с одаренными детьми? Как можно получать обучение в регионах, если школы там безнадежно устарели как по методике, так и по материальному оснащению?»

Безусловно, есть в России и учителя, которые не умеют обращаться с компьютерами, и учителя, которые занимаются преподаванием уже несколько десятилетий и не хотят менять методики обучения на более современные. Есть и такие преподаватели, которые одновременно ведут черчение, английский язык, биологию, ОБЖ и ИЗО, хотя понятно, что один человек физически не может преподавать всё это качественно. Есть и школы, где нет нормального оборудования, а если и есть, то далеко не все умеют на нем работать. Но между тем к настоящему моменту интернет проведен в 99% российских школ. И потенциально — если уметь с этим работать — такая всеобщая информатизация отечественных образовательных учреждений позволяет педагогам и руководителям школ эффективно обмениваться своим опытом и лучшими практиками в сфере образования.

За три года к нам в «Сириус» приезжали тысячи школьников и педагогов из десятков субъектов РФ. Среди учащихся были школьники, которые затем становились победителями самых престижных олимпиад. Был у нас и учащийся восьмого класса, который говорил такие слова: «Я уже два года занимаюсь стартапами в области IT». Интересно, что школьник, о котором идет речь, был не из Москвы и не из Санкт-Петербурга, а из Удмуртии! Это реальная история нашей жизни: в то время как некоторые взрослые в 30–40 лет не могут понять, чем же они хотят заниматься в жизни, молодые люди 12–17 лет в состоянии решать вполне прикладные проблемы, причем не только в области IT. Мы это можем наблюдать по успехам участников программы «Большие вызовы», которая проходит в «Сириусе» летом. Чтобы стать участником программы, школьники в течение года проходят непростой отбор, разрабатывают и реализуют свои проекты, отвечающие «большим вызовам» стратегии научно-технологического развития РФ. Благодаря отбору на программу попадают самые талантливые и упорные ребята, это заметно по их работе. Больше половины проектов прошлого года достигли заявленного результата, по ним готовятся научные статьи и патентные заявки.

Пример успешного проекта — «Тренажер Брайля», над которым работала команда школьников из шести российских городов: Новосибирска, Калининграда, Сочи, Кумертау, Тюмени и Саранска. Под руководством студента из Санкт-Петербурга этот молодой коллектив создал прибор, с помощью которого люди с нарушениями зрения могли бы самостоятельно выучить шрифт Брайля и натренировать чувствительность пальцев. С этим проектом ребята в августе 2017 года стали победителями престижного чемпионата BRICS Maker Competition в Китае — конкурса, проводимого странами-участниками БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) в сфере науки, технологий и инноваций.

Успех проекта обусловлен применением тех принципиально новых, в том числе индивидуальных технологий обучения, о которых в послании Федеральному собранию говорил президент России Владимир Путин. Нам нужны тысячи учителей, мыслящих по-новому, в парадигме «Больших вызовов», — тех, кто будет прививать детям не просто знание дат и формул, но способность применять их в повседневной жизни, способность общаться и работать в команде, кооперироваться с коллегами, аналитически и критически мыслить, эффективно действовать в нестандартных обстоятельствах. Именно такие учителя смогут подготовить десятки тысяч учеников, которые и будут делать новую Россию: современную, сильную, высокотехнологичную, задающую тон развитию всего человечества.

Автор — руководитель фонда «Талант и успех», член Совета по образованию и науке при президенте РФ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир