Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Какой Россия будет через 20 лет, зависит от тех, кто сейчас получает среднее и высшее образование. Если в первые два тысячелетия нашей истории самыми ценными ресурсами были драгоценные металлы и полезные ископаемые, то в XXI веке борьба идет уже за лучшие умы.

Потребность в персонализированной высокотехнологичной медицине, необходимость эффективного освоения пространства, решение задач, связанных с защитой окружающей среды, включая переход на новые, экологичные и эффективные энергетические системы… Всё это лишь некоторые из комплекса проблем под условным названием «Большие вызовы», основы действующей в России стратегии научно-технологического развития. Это глобальные задачи как для нашей страны, так и для всего мира. Например, преодолеть нарастающую резистентность микроорганизмов к современным антибиотикам пока не могут ни в США, ни в Японии, ни в странах Европы, а вот вопрос освоения приполярной территории РФ и создание условий, пригодных для жизни и работы там, — задача чисто внутрироссийская. Подобные глобальные проблемы невозможно разрешить без комплексного подхода, а это значит, что кадры для будущей основанной на научно-технологических решениях экономики нужно готовить уже со школьной скамьи.

Готова ли Россия к этому? В 2015 году появился образовательный центр «Сириус», цель которого — поддержать одаренных детей. В крупных городах всегда существовали сильные, известные не только в нашей стране школы. Несколько десятилетий свой высокий уровень подтверждают московские школа №57 и лицей «Вторая школа», санкт-петербургский лицей №239, догоняет их Республиканский лицей в Саранске… Эти и другие школы, из года в год попадающие на самые высокие места в рейтинге лучших 500 школ России, регулярно готовят молодых людей, добивающихся побед на всероссийских и международных олимпиадах, поступающих в ведущие вузы России и мира. Конечно, наука и образование — это не спорт, но нельзя не обращать внимание на тот факт, что в целом российские школьники успешно представляют свою страну на международных олимпиадах. За примером далеко ходить не надо: буквально в середине апреля 2018 года российские участники завоевали четыре медали на крупнейшей студенческой олимпиаде по программированию ACM/ICPC, и особенно приятно, что в состав победившей команды, представляющей Московский государственный университет, вошли выпускники «Сириуса» — образовательного центра в Сочи, созданного фондом «Талант и успех» по инициативе Владимира Путина.

Но как быть с читателем-скептиком, который, читая этот текст, скажет: «Победы на школьных олимпиадах — это ведь сплошь успехи школьников из Москвы и Питера. А в глубинке кто работает с одаренными детьми? Как можно получать обучение в регионах, если школы там безнадежно устарели как по методике, так и по материальному оснащению?»

Безусловно, есть в России и учителя, которые не умеют обращаться с компьютерами, и учителя, которые занимаются преподаванием уже несколько десятилетий и не хотят менять методики обучения на более современные. Есть и такие преподаватели, которые одновременно ведут черчение, английский язык, биологию, ОБЖ и ИЗО, хотя понятно, что один человек физически не может преподавать всё это качественно. Есть и школы, где нет нормального оборудования, а если и есть, то далеко не все умеют на нем работать. Но между тем к настоящему моменту интернет проведен в 99% российских школ. И потенциально — если уметь с этим работать — такая всеобщая информатизация отечественных образовательных учреждений позволяет педагогам и руководителям школ эффективно обмениваться своим опытом и лучшими практиками в сфере образования.

За три года к нам в «Сириус» приезжали тысячи школьников и педагогов из десятков субъектов РФ. Среди учащихся были школьники, которые затем становились победителями самых престижных олимпиад. Был у нас и учащийся восьмого класса, который говорил такие слова: «Я уже два года занимаюсь стартапами в области IT». Интересно, что школьник, о котором идет речь, был не из Москвы и не из Санкт-Петербурга, а из Удмуртии! Это реальная история нашей жизни: в то время как некоторые взрослые в 30–40 лет не могут понять, чем же они хотят заниматься в жизни, молодые люди 12–17 лет в состоянии решать вполне прикладные проблемы, причем не только в области IT. Мы это можем наблюдать по успехам участников программы «Большие вызовы», которая проходит в «Сириусе» летом. Чтобы стать участником программы, школьники в течение года проходят непростой отбор, разрабатывают и реализуют свои проекты, отвечающие «большим вызовам» стратегии научно-технологического развития РФ. Благодаря отбору на программу попадают самые талантливые и упорные ребята, это заметно по их работе. Больше половины проектов прошлого года достигли заявленного результата, по ним готовятся научные статьи и патентные заявки.

Пример успешного проекта — «Тренажер Брайля», над которым работала команда школьников из шести российских городов: Новосибирска, Калининграда, Сочи, Кумертау, Тюмени и Саранска. Под руководством студента из Санкт-Петербурга этот молодой коллектив создал прибор, с помощью которого люди с нарушениями зрения могли бы самостоятельно выучить шрифт Брайля и натренировать чувствительность пальцев. С этим проектом ребята в августе 2017 года стали победителями престижного чемпионата BRICS Maker Competition в Китае — конкурса, проводимого странами-участниками БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) в сфере науки, технологий и инноваций.

Успех проекта обусловлен применением тех принципиально новых, в том числе индивидуальных технологий обучения, о которых в послании Федеральному собранию говорил президент России Владимир Путин. Нам нужны тысячи учителей, мыслящих по-новому, в парадигме «Больших вызовов», — тех, кто будет прививать детям не просто знание дат и формул, но способность применять их в повседневной жизни, способность общаться и работать в команде, кооперироваться с коллегами, аналитически и критически мыслить, эффективно действовать в нестандартных обстоятельствах. Именно такие учителя смогут подготовить десятки тысяч учеников, которые и будут делать новую Россию: современную, сильную, высокотехнологичную, задающую тон развитию всего человечества.

Автор — руководитель фонда «Талант и успех», член Совета по образованию и науке при президенте РФ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир