Историческую память освежат
Провести экспертизу учебников по литературе и истории рекомендовали члены Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) в ходе семинара «Войны памяти», прошедшего в четверг в Калининграде. По их мнению, современные нормативы школьного образования не в полной мере содержат необходимый материал, посвященный Великой Отечественной войне. Ревизия учебников должна осуществляться государством совместно с гражданским обществом, заявил «Известиям» глава совета директоров ЭИСИ Андрей Шутов.
На семинаре в Калининграде присутствовал сотрудник управления президента по общественным проектам Дмитрий Гусев. Как выяснили «Известия», доклад с рекомендациями, подготовленный по итогам семинара, будет отправлен в администрацию президента.
В четверг федеральные, региональные и международные эксперты обсудили проблемы борьбы за историю, подмены исторических фактов Второй мировой войны, победы Советского Союза. Участвовавший в семинаре итальянский журналист и политолог Джульетто Кьеза подчеркнул, что уже сейчас 14 млн европейцев ничего не знают об этой войне.
Андрей Шутов полагает, что первым шагом для изменения ситуации может стать общественный мониторинг и анализ материалов о Второй мировой войне.
— Нужно давать объективную оценку тому, что написано в учебниках. Вторым шагом может стать государственно-общественная экспертиза школьных нормативов, связанных с историческими фактами. Наряду с учебной литературой, необходимо поддерживать мультимедийные технологии, продвигать их в контексте и на языке молодежи, — сказал «Известиям» Андрей Шутов.
А по словам профессора факультета политологии МГУ Игоря Кузнецова, необходима фиксация так называемого школьного канона о ВОВ.
— Это набор важных произведений о войне, они должны входить в программу в качестве обязательных материалов для изучения. Лучшие образцы советской литературы помогут сформировать представления о масштабе и историческом значении победы. Большую роль в социализации молодых людей сыграют метапредметные связи (история – литература – география – обществознание – мировая художественная культура). Дети не должны быть лишены знаний о том, как воевали их ровесники в те тяжелые годы. Поэтому нельзя забывать такие произведения, как «Сын полка», «Повесть о Зое и Шуре» и многие другие, — считает профессор Кузнецов.
Главный специалист РГАСПИ, доцент факультета социальной психологии МГППУ Сергей Соловьёв добавил, что в современных учебниках не хватает детализации и объяснения важных этапов войны — в ряде учебников даже нет упоминания о блокаде Ленинграда.
На семинаре также предложили мыслить и действовать не академическими категориями, а отстаивать, «пока не упущено время», историческую правду с помощью интернета.
— Последние несколько лет в сетевых играх широко используется подмена исторических фактов, но именно такие игры воспринимаются подрастающим поколением как элемент фонового образования. Когда тема Второй мировой войны часто связывается с неизбежностью третьей и негативным образом россиян в массовом сознании граждан Запада, — напомнил доцент кафедры госполитики МГУ Сергей Володенков.
Он полагает, что ответ на действия ряда государств, которые сносят памятники советским солдатам-освободителям, нужно давать уже сейчас.
— Можно сохранить историческую память в цифровом виде, всех погибших, все захоронения можно оцифровать, создать множество материалов и гиперссылок по каждому воину, это всё есть в наших военных архивах. Ведь наши школьники не всегда могут поехать на эти могилы, увидеть эти памятники, а так всё это будет в Сети, — добавил он.
В качестве одной из мер борьбы с фальсификацией исторической памяти эксперты предложили создать в России федеральный институт исторической памяти. Заместитель полпреда президента в СЗФО Роман Балашов заметил, что в Калининграде на базе Балтийского федерального университета уже идет обсуждение создания аналогичного регионального института.