Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Politico сообщило о планах США сократить поддержку Украины
Мир
The Times сообщила о плане ЕС огласить решение по активам РФ
Происшествия
В Новосибирске эвакуированы 670 человек из-за пожара в колледже
Общество
На Камчатке выявили крупный цех по нелегальной переработке лососевой рыбы
Армия
Силы ПВО сбили 121 украинский БПЛА над регионами РФ за ночь
Общество
Мурашко назвал сроки поступления вакцины от меланомы для первых пациентов
Происшествия
Пожарные локализовали возгорание на юго-западе Москвы
Общество
Временные ограничения введены в аэропорту Нижнего Новгорода
Туризм
Россиянам рассказали о подводных камнях долгосрочного пребывания в Турции и ОАЭ
Общество
Россияне запланировали провести новогодние каникулы дома с семьей
Мир
Нацменьшинства Украины призвали Трампа защитить их права
Общество
Медицинские и IT-специальности стали самыми востребованными в колледжах
Общество
Суд в Новосибирске назначил Илье Пономареву 12 лет за оправдание терроризма
Общество
Гуцан заявил о возбуждении 350 дел о коррупции в ключевых сферах государства
Общество
Долина считала себя участницей спецоперации в момент продажи квартиры
Происшествия
Во Флориде пострадал один человек при аварийной посадке самолета на трассу
Происшествия
Силы ПВО сбили один украинский беспилотник в Тульской области

«В кино дефицит сильных героев»

Режиссер Алена Званцова — о космической теме, работе с продюсером Валерием Тодоровским и современном телеконтенте
0
Фото: пресс-служба Первого канала
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

На «Первом канале» с успехом продолжается показ многосерийного фильма продюсера Валерия Тодоровского «Частица вселенной» — о буднях российских космонавтов. «Известия» поговорили с режиссером и сценаристом ленты Аленой Званцовой о том, как сегодня нужно снимать картины о космосе.

— Почему вы решили взяться за такую сложную тему?

— Снять этот проект было идеей Валерия Тодоровского. Однажды он пригласил меня на встречу и сказал, что интересно было бы сделать историю о большой любви на фоне событий, разворачивающихся в космосе. Мне были даны вводные, что космос — это огромные расстояния, в физическом и метафорическом смыслах, максимально разделяющие любящих людей. Жанр — психологический триллер.

Потом мы поехали в Звездный городок общаться со специалистами. Надо было понять, кто будет главными героями и что должно произойти в нашей истории. Так возникла фигура космического психолога и других персонажей. В целом на написание сценария ушло полгода. Мы старались максимально достоверно рассказать нашу историю, при том, что это, конечно, художественный фильм, избежать условностей нельзя, но и совсем уходить в научную фантастику не хотелось.

— Не было искушения добавить мистики? Сейчас это в тренде.

— Абсолютно нет. Мы хотели сделать, по сути, производственную драму. Жизнь людей, работающих на орбите, и без мистики полна саспенса и жестких ситуаций.

— Вам было сложно писать на космическую тематику?

— Я для себя столько нового узнала! Вся моя тетрадка была испещрена схемами космической станции. Узнала о ляпах, которыми изобилуют известные фильмы о космонавтах. Слушала аудиозаписи стыковок, ну и общалась с теми, кто работал на станциях. Это люди с совершенно особенной психологией, характерами, силой воли. У наших героев не было реальных прототипов, это собирательные образы, но я старалась, чтобы они выглядели живыми.

— Насколько сложно технически снимать сцены выхода в открытый космос?

— Нам повезло с командой каскадеров Александра Стеценко. У них были все технические приспособления для съемок, и работали они на голливудском уровне. И наш оператор Шандор Беркеши, который своей камерой смог добиться ощущения невесомости. Снимали в павильоне, где построили модуль космической станции и наружные конструкции. Выходы в открытый космос снимались на хромакее, на фоне которого поднимали в воздух наших актеров в скафандрах. Также использовали кадры кинохроники работы космонавтов в открытом космосе.

— Прошлый год в российском кино стал космическим. Как думаете, почему тема оказалась так востребована?

— Тут нам действительно есть чем гордиться. Во-вторых, фильмы про космос — всегда история сильных героев, которые сегодня в кино дефицит. Но «Время Первых» и «Салют 7» были масштабными историческими блокбастерами, а мы рассказываем историю о дне сегодняшнем, а не о времени, когда пионеры собирали из газет вырезки о космонавтах. Я, кстати, сама вырезала такие статьи и наклеивала в альбом. Сегодня наши космонавты тоже совершают ежедневные подвиги, и о них надо рассказывать. Восемь лет они тратят только на подготовку к полетам и отдают профессии свои жизни.

— Сериала о космосе у нас еще не было. Не страшно быть первопроходцами?

— Мне до сих пор страшно. Страх не оставляет меня с момента написания сценария. Потому что критика неминуема. Я себя утешаю примером фильма Александра Митты «Экипаж» — если уж такое кино критиковали, говорили, что так не бывает, то мне тем более надо спокойно к этому относиться. На всех не угодишь. Ни одна история не может быть принята всеми. Кроме того, Валерий Тодоровский всегда умеет поддержать уверенность в тех, кому он доверяет. С ним невозможно почувствовать себя одиноким, покинутым или ввязавшимся не в свое дело. Если он сказал «да», то будет с тобой до конца.

— Вы оба — режиссеры. Не спорили на съемочной площадке?

— Спорили мы постоянно, начиная опять же со сценария. Он очень активно вовлечен в процесс, работает с автором над каждой серией, ведет дискуссии. Но надо отдать ему должное — он никогда не вмешивается в съемочный процесс на площадке. Не диктует свое мнение, уважает других профессионалов. В этом смысле он очень деликатный человек.

— У вас много сильных женских персонажей, едва ли не больше, чем мужских. Это ваш женский взгляд отразился?

— Мой взгляд отразился не только на женских, но и на всех персонажах. В каждого я вложила частичку себя, иначе неинтересно это все делать. Когда готовилась, прочитала и просмотрела множество интервью с женами космонавтов, лично беседовала с женой Виктора Савиных. Они все — личности.

Реальные жены космонавтов далеки от того, какими их изображают что в нашем, что в зарубежном кино. Некие женщины в красивых платьях, спокойно сложив руки на коленях, сидят и ждут мужей или красиво рыдают, пока муж преодолевает кризисную ситуацию. Это большая иллюзия. На самом деле быть женой космонавта — непростая миссия, требующая внутреннего стержня.

— Виктория Исакова и Анна Михалкова сразу согласились на свои роли?

— Обе отнеслись к моему предложению тепло и с большой готовностью. Я с Викой и Аней уже работала, обе — актрисы высочайшего уровня. С Викой у меня вообще давняя любовь — она чувствует все тексты, что я пишу, даже не надо ничего дополнительно объяснять. А Аня Михалкова была идеальным вариантом для нашей героини. Я боялась, что две такие занятые актрисы не сойдутся на нашем проекте по графикам, но всё сложилось. 

— Как считаете, тенденция обновления телеконтента продолжится?

— Я на это отчаянно надеюсь. Когда все каналы и продюсеры начнут делать проекты, которые бы хотели смотреть сами, даже заплатив за просмотр на интернет-платформах, тогда наше телекино станет интересным зрителю. Но оздоровление российского телерынка сегодня, несомненно, происходит. Выходят все-таки заметные проекты, яркие, знаковые. Истории, которые люди снимают как для себя. Это всегда видно.

Читайте также
Прямой эфир