Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Политика
Песков подтвердил позицию Москвы по санитарной зоне для защиты от ВСУ
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Мир
В МИД РФ заявили об открытии дипмиссии в Экваториальной Гвинее в ближайшие недели
Мир
Уход войск США из Нигера назвали стратегической победой России
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

Точечное давление

Управляющий директор НРА Павел Самиев — о том, чем обернется обвал на биржах для экономики и российских компаний
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На российском фондовом рынке очередное падение. Нет смысла приводить все цифры. Важнее спрогнозировать, как это скажется дальше на экономике страны и каким будет среднесрочный эффект для российских эмитентов, в том числе размещенных на Западе.

Посмотрим на то, какие компании оказались особенно пострадавшими и показали наибольшее падение на рынке. Первая группа — эмитенты, которые вошли в новый санкционный список США или связанные с теми бенефициарами, которых включили в личный санкционный пакет: прежде всего «Русал» и «Норильский никель». Вторая группа — это госбанки и госкомпании, в том числе Сбербанк, ВТБ, «Роснефть», «Газпром» и так далее. При этом Сбербанк как крупнейший кредитор «Русала» упал сильнее других госкомпаний. Третья группа — это суверенные российские евробонды. Разумеется, индексы российского фондового рынка также существенно просели.

При этом важно, что сейчас вступил в действие ограниченный санкционный пакет. Если посмотреть состав списка, то надо отметить, что в нем отсутствует большая часть корпоративных эмитентов, в том числе размещенных за рубежом. Кроме того, не вводились ни секторальные санкции, ни ограничения системного характера относительно инфраструктуры (отключение от платежных систем и так далее). Отдельные точечные санкции привязаны к бенефициарам и их группам. Почему эти два обстоятельства существенны и какие возможные сценарии развития ситуации нас ждут?

На мой взгляд, крайне маловероятно введение отраслевых санкций, например, против финансового рынка, отдельных отраслей нефинансового сектора, таких как энергетика, нефтянка и так далее. С другой стороны, очень вероятно появление в ближайшее время новых пакетов санкций, по структуре похожих на последний объявленный пакет, которые коснутся в том числе новых групп и бенефициаров крупного бизнеса. Прежде всего удар может быть нанесен по эмитентам, которые ориентированы на международный рынок, в том числе тех, кто уже имеет там размещенные бумаги, так как это очевидный прямой способ влияния на Россию. Давление на финансовый рынок в целом, ограничения широкого характера в эту концепцию не вписываются.

Также маловероятно введение каких-либо ограничений на российские госбумаги. Они интересны по масштабам как объект инвестирования для американских фондов и банков, имеют хорошее соотношение надежности и доходности. А вот корпоративные эмитенты такого интереса для них не представляют: значит, здесь и следует ждать нового удара. Российский корпоративный рынок бумаг, как долговой, так и рынок акций, не любопытен для крупных международных инвесторов ни по доходности, ни по масштабам.

Теперь российские эмитенты будут вынуждены искать новые источники фондирования. В прошлый раз, когда закрылся западный долговой рынок, это привело к тому, что компании постарались найти финансы в Азии. Нельзя сказать, что это удалось — по крайней мере заменить западный рынок не получилось, а восточные инвесторы оказались не так уж независимы от Запада. Более выраженной стала переориентация на внутренний рынок. Крупные российские предприятия активно перекредитовывались у российских банков (в основном государственных) и частично переориентировались с валютных кредитов на рублевые. 

Сейчас нам предстоит очередной пересмотр структуры долговой нагрузки: последует попытка крупного бизнеса найти в России источники фондирования. Первый такой источник — это государство. Очевидно, что ЦБ будет готов предоставлять больше ликвидности рынку, прежде всего госбанкам, которые смогут ее транслировать в корпоративный сектор. Определенное давление на курс рубля текущие и последующие санкции будут оказывать, однако резких изменений, как в 2014 году, вряд ли стоит ожидать.

Также вряд ли сегодняшняя реакция рынков повторится в таком масштабе при следующих санкционных пакетах. В понедельник были отыграны не только реальный эффект санкций, но и эмоции.

Всё это приведет к тому, что доля участия государства в разных отраслях экономики еще больше увеличится, потому что эмитенты будут рассчитывать на помощь государства. Влияние на валютный курс при этом будет ниже, чем на фондовой рынок. 

Автор — управляющий директор Национального рейтингового агентства

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир