Выпуск инновационных товаров увеличился вдвое
За одиннадцать лет российская промышленность вдвое увеличила объем выпуска инновационных товаров. Об этом свидетельствуют данные Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. Также выросли затраты на технологические, маркетинговые и прочие усовершенствования за счет бюджета.
Сотрудники ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подсчитали динамику инноваций в промышленном производстве, сфере услуг, строительстве и сельском хозяйстве РФ. Полученные результаты представлены в статистическом сборнике «Индикаторы инновационной деятельности: 2018», предоставленном «Известиям». В нем ученые проанализировали данные за 2016-й и предшествующие годы.
Как рассказала «Известиям» главный эксперт Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ Светлана Фридлянова, исследователи оценивали деятельность по трансформации научных разработок в технологически новые или усовершенствованные продукты и услуги, успешно внедренные на рынке.
— Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, — пояснила Светлана Фридлянова. — В частности, это исследования и разработки, дизайн, приобретение машин и оборудования, получение патентов и лицензий, установка программного обеспечения, проектные и конструкторские работы, обучение персонала, маркетинговые исследования.
Было выяснено, что за 2006–2016 годы объем производства инновационных товаров в промышленности увеличился вдвое — с 59,7 млрд рублей до 123,9 млрд (в постоянных ценах). Речь идет о новых товарах, работах и услугах или подвергавшихся в последние три года технологическим (для организаций сельского хозяйства также биологическим) изменениям.
В последние годы в промышленности увеличиваются затраты на инновации за счет федеральных, региональных и местных бюджетов. За 2015–2016 годы соответствующий показатель вырос в 1,8 раза.
В 2016 году в обрабатывающей индустрии доля совокупных средств бюджетов в таких затратах достигла максимального значения с 2000 года — 24,4%. Адресную поддержку получают прежде всего высокотехнологичные предприятия. 68% всех бюджетных средств на инновации досталось обрабатывающим отраслям, в том числе 54,3% — индустрии медицинской техники и приборов. Также существенную поддержку получила космическая промышленность, производители офисного оборудования, вычислительной техники, электронных компонентов.
За 2015–2016 годы увечилась доля организаций, применяющих инновации в фармацевтике (с 29% до 34,5%), производстве аппаратуры для радио, телевидения и связи (с 33,2% до 36,1%), а также офисного оборудования и вычислительной техники (с 21,7% до 23,4%).
— Медленно, но верно растет соответствующая активность и в таких низкотехнологичных отраслях, как выпуск текстиля и одежды, выделка и крашение меха, — отметила Светлана Фридлянова.
Доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Ольга Николаева считает, что инновационная деятельность в бизнесе — необходимое условие успеха.
— Без этого нет движения вперед, компания или предприятие деградирует. Поэтому все понимают необходимость такой активности. К примеру, несмотря на кризисные тенденции в экономике, компании сейчас вкладывают значительные средства в обучение сотрудников, — отметила эксперт.
В сборнике также приводятся показатели, характеризующие позиции России относительно других стран по уровню технологических, экологических, маркетинговых и других инноваций. Совокупный уровень подобной активности в нашей стране — 8,4%. По этому показателю лидером является Швейцария — 75,3%. Доля организаций, получивших финансирование из бюджета на инновации, в России составляет 23,9%. Наиболее высока доля таких структур во Франции — 49,4%.