Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Швейцарии при сходе лавины погиб олимпийский медалист по сноуборду
Мир
Украинские СМИ сообщили о росте числа бегств в Белоруссию от мобилизации
Общество
СК РФ завершил следственные действия по делу экс-замминистра обороны Булгакова
Мир
Лукашенко заявил о неопределенности курса «бешеного мира» в 2026 году
Мир
CBS заявил о гибели 12 тыс. человек при протестах в Иране
Спорт
Майкл Каррик назначен временным главным тренером «Манчестер Юнайтед»
Мир
Четыре российские кошки стали лучшими в мире в категории «ветераны»
Мир
Axios узнал о тайной встрече Уиткоффа с сыном последнего иранского шаха
Мир
Reuters сообщило о вызове иранского посла дипведомством ЕС
Мир
Генпрокуратура ФРГ обвинила двоих украинцев в шпионаже
Мир
Трамп призвал союзников США покинуть Иран
Армия
Силы ПВО за два часа сбили 33 украинских беспилотника над регионами России
Общество
Городские власти Москвы заявили об улучшении качества воздуха после снегопада
Общество
Сотрудники новокузнецкого роддома выходили на работу больными
Мир
В Госдуме призвали к отставке нынешних политических лидеров ЕС
Мир
Политолог назвал последствия невыплаты Украиной кредитов МВФ
Общество
Сестра пациентки новокузнецкого роддома рассказала о халатности медиков

Стать народным

Актер Евгений Миронов — о том, почему необходимо усовершенствовать процедуру присуждения почетных званий
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Недавно на заседании Совета по культуре и искусству при президенте я поднял вопрос об изменении порядка присуждения почетных званий «заслуженный артист России» и «народный артист России». Почему меня волнует эта тема?

Дело в том, что по сложившейся практике первое звание присуждается за выслугу лет. Из положения о почетном звании «заслуженный артист Российской Федерации» следует, что оно присваивается, как правило, не ранее чем через 20 лет с начала осуществления творческой деятельности. Посчитаем: если артист заканчивает театральный институт в 22 года, то звание «заслуженный артист» ему присудят не раньше чем в 42 года. 

Однако мы все знаем, что есть примеры, когда артист заслуживает это звание раньше, чем позволяет сегодняшняя процедура. Например, в советское время Муслим Магомаев получил звание заслуженного артиста Азербайджанской ССР в 22 года, а звание народного артиста СССР — в 31 год. Мой учитель Олег Павлович Табаков в 34 стал заслуженным, в 42 — уже народным артистом. Дмитрий Хворостовский стал заслуженным артистом в 28 лет, а народным — в 33. Денис Мацуев — заслуженным — в 31 год, народным — в 36.  Это все народные любимцы. 

Есть замечательные артисты, кумиры своих городов, работающие в провинциальных коллективах, для которых, безусловно, имеет большое значение почетное звание. Мне кажется, что, не меняя законодательства, можно проработать механизм и выработать критерии, когда звания присуждались бы не столько за выслугу лет, сколько за конкретные творческие достижения.

Есть еще одно важное обстоятельство. В Крыму и Севастополе сейчас работают артисты, которые имеют почетные звания Украины. Всего в настоящее время там проживают около ста таких деятелей культуры и искусства. Российское законодательство допускает для них сохранение права на социальные льготы. Но все-таки при выдвижении кандидатов на получение почетных званий России вопросы, связанные с признанием их заслуг, остаются не до конца проработанными.

Как мне кажется, еще более несправедливой является ситуация с присуждением званий «народный артист России». Сейчас они присуждаются не более чем пяти людям в год. И эта небольшая квота охватывает все виды искусства — театр, кино, цирк, музыку и эстраду. А ведь театр — это и драма, и балет, и опера, и куклы, и детский театр. Есть много разных профессий, например в опере, — певцы, дирижеры, музыканты, режиссеры. И только пять званий в год на всю огромную страну!

Конечно, невозможно допустить девальвации почетных званий. Нельзя раздавать их, как говорится, направо и налево. Были годы, когда «народного» давали чуть ли не скопом, например в 1999 году было сто награжденных. А сейчас маятник качнулся в другую сторону. Для того чтобы найти «золотую середину», нужно скорректировать ситуацию.

Также важно проработать техническую процедуру по выдвижению кандидатов на почетное звание. Она осложнена длинной цепью бюрократических согласований: с главами муниципалитетов, с главой субъекта Федерации, с полномочным представителем президента в том или ином федеральном округе. И только если там всё согласовано, дело отправляют обратно высшим должностным лицам области или республики, а потом на экспертный совет при Министерстве культуры, в котором уважаемые люди, профессионалы каждый в своей области, вынуждены оценивать представителей других жанров искусства, не являясь в них специалистами.

Мне кажется, есть более надежная модель, опробованная на президентском Совете по выдвижению кандидатов на Государственную премию. Кандидатуры рассматриваются в сугубо профессиональных секциях, где и принимаются решения, а совет, ознакомившись с материалами, выносит общий список кандидатов на окончательное рассмотрение президента.
Я считаю решение президента привлечь к разработке закона «О культуре» непосредственно самих деятелей культуры очень правильным и важным. Думаю, вместе с профессиональным сообществом мы сможем внести необходимые поправки в законодательство и облегчить жизнь деятелям искусства. В том числе и в вопросе о присвоении званий.

Конечно, по большому счету дело не в званиях. Имя артиста — это есть его звание. Выход на сцену для артиста — главная награда. И публика щедро вознаграждает аплодисментами своих кумиров. Но особенно в регионах звания имеют значение гораздо большее, чем в столице. Это, как правило, прибавка к зарплате, изменение жилищных условий и т.д. Присвоение звания станет подтверждением признания тех артистов, — народных и заслуженных, которые для зрителя, по сути, давно уже таковыми и являются.

Автор — народный артист России, художественный руководитель Театра Наций

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции 

 

Читайте также
Прямой эфир