Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Караван художественных историй

Музей русского импрессионизма рассказал о роли жен в жизни великих живописцев
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Жены». Как несложно догадаться, посвящена она портретам спутниц великих художников. Но за прямолинейным названием и столь же простой на первый взгляд концепцией скрывается множество подтекстов и, конечно, волнующих историй из личной жизни гениев.

В экспозиции — около полусотни работ из собраний ГМИИ имени Пушкина, Русского музея, региональных музеев и частных коллекций. Помимо картин, здесь представлены также несколько скульптур. Одна из них — крайне редкое творение Ильи Репина: бронзовый бюст Натальи Нордман, гражданской супруги живописца. 

Репин, конечно, льстит возлюбленной, представляя ее в величественной позе, облагораживая черты лица и наделяя решительным взглядом. Императрица! Впрочем, о властности Нордман действительно ходили легенды: борец за права женщин, убежденная вегетарианка, она целиком подчинила жизнь мужа своим идеям. Репин ел супы и котлеты «из сена», как шутили его друзья, и сам обслуживал себя во время обеда (Наталья была против использования прислуги и любого неравенства).

Героиня другой объемной работы — выдающаяся оперная певица Надежда Забела-Врубель. Самый известный портрет Забелы, конечно, третьяковская «Царевна-лебедь» Михаила Врубеля, и здесь его нет. Но представленной майолике «Девушка в венке» (из музея-заповедника «Абрамцево») присущи те же качества: внешний реализм здесь сочетается с какой-то мистической отстраненностью, «надмирностью» модели.

Если Врубель — пример однолюба, то Роберт Фальк, напротив, был человеком увлекающимся. На выставке демонстрируются портреты трех из четырех его жен — Елизаветы Потехиной, Раисы Идельсон и Ангелины Щекин-Кротовой. Этапы семейной жизни у Фалька соответствовали этапам творчества. Так, картина «Лиза на солнце» (1907) решена в импрессионистической манере, «Девушка у окна (Р.В. Идельсон)» (1926) — образец русского сезаннизма. Но подлинная вершина — «В белой шали» (1947). Изображая последнюю супругу, Роберт Рафаилович превратил лицо в лик, а цветовую гамму ограничил оттенками коричневого и серого. Внешняя броскость и экспериментальность ранних полотен уступили место аскетизму и внутренней наполненности.

«Фальку трудно было остановиться, он писал, наслаивал мазки, снова счищал их мастихином или ножом. Я всё меньше и меньше узнавала себя в возникающем на холсте бесплотном видении. Только тогда, когда я отчаянно простудилась и надолго слегла в постель, Фальк понял, что потрет вполне завершен», — вспоминала Щекин-Кротова.

Почти за каждой героиней выставки — история самоотверженности, почти религиозного служения гению. Супруга Юрия Пименова Наталья первые годы совместной жизни содержала всю семью, работая стенографисткой (художнику не давали заказы после обвинений в формализме). Мария Петрова-Водкина оставила успешные занятия пением ради домашних дел и создания максимального комфорта Кузьме Сергеевичу. А Вера Судейкина даже сформулировала «свод правил» жены художника — например, знать замысел и значение всех работ и любить их не меньше, чем сам автор.

Впрочем, такая преданность Веры не помешала Сергею Судейкину изобразить ее в толпе комедиантов с предыдущей женой («Моя жизнь», 1916), а Вере, в свою очередь, уйти в 1922 году от Судейкина к другому гению — Игорю Стравинскому. И тот вплоть до 1939 года жил на две семьи, не разводясь с первой супругой.

Подобных увлекательных сюжетов на выставке — множество. Хватает и полотен, представляющих чисто художественный интерес. Это, прежде всего, «Портрет Е.П. Нестеровой» кисти Михаила Нестерова (1906) и шедевр Николая Фешина «Миссис Фешина с дочерью» (1925). Но главное — проект служит иллюстрацией известной истины: за каждым великим мужчиной стоит великая женщина.

 

Прямой эфир