Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС России поразили хранилище авиатоплива воздушных сил Украины
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Политика
В Госдуме указали на причастность НАТО к планированию ВСУ атак
Армия
Главком ВМФ РФ прибыл в Китай на симпозиум ВМС стран западной части Тихого океана
Мир
Зеленский подписал ограничивающий работу онлайн-казино на Украине указ
Армия
Силы ПВО сбили три украинских беспилотника над Белгородской областью
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Одессе и районе Черноморска
Общество
Военкор RT рассказал об идее создания Ереминым мурала в аэропорту Донецка
Мир
Пашинян заявил, что пограничники РФ покинут Тавушскую область после делимитации
Мир
В Польше организовали акцию против отправки войск на Украину
Общество
Суд избрал меру пресечения напавшему на журналистов «Известий» мужчине
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Происшествия
В Москве мошенники похитили со счета 79-летней женщины 16 млн рублей
Общество
Минцифры предложило оказать поддержку близким военкора Еремина
Спорт
Бывшая первая ракетка мира Мугуруса объявила о завершении карьеры
Общество
Уровень воды в реке Ишим достиг 997 см и побил рекорд семилетней давности

Театр — не супермаркет

Директор Театра им. Вл. Маяковского Леонид Ошарин — о важности предложенных президентом реформ в сфере культуры
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня на заседании Совета по культуре и искусству президент Владимир Путин дал поручение разработать новый закон о культуре. Разработка законопроекта — дело небыстрое, поэтому президент предложил, не дожидаясь окончательного варианта, уже сейчас заняться внесением поправок в законодательство с учетом специфики сферы культуры. В частности, обдумать вопрос об отмене контрактной системы. И с важностью этой реформы трудно не согласиться. 

Как известно, действующий закон о культуре был принят еще в 1992 году. С тех пор экономическая и организационно-правовая реальности сильно изменились. Один Федеральный закон № 83, вступивший в силу в этом году, серьезно меняет жизнь учреждений культуры. Культура как отрасль ушла далеко вперед. Поэтому, конечно, закон морально устарел, латать его бессмысленно. Нужно брать всё с нуля и переписывать.

Но есть проблемы, которые надо решать как можно быстрее. Так, в отношении театра контрактная система чрезвычайно тормозит творческую и хозяйственную деятельность. В экономических условиях ФЗ-44 существовать крайне сложно. Мы, конечно, работаем и выпускаем спектакли, но на пределе возможностей.

Очевидно, что театр сегодня переживает этап бурного развития. Многие коллективы набрали мощный темп. Госзадание увеличивает показатели по количеству спектаклей и зрителей. Крупные театры с несколькими сценами играют по 600–700 спектаклей в год. Кроме того, есть еще «дорожная карта» по зарплате, ей нужно следовать. Но чем лучше и больше делает конкретное учреждение в сфере творчества, тем больше у него бумажной работы.

Привыкнуть можно ко всему, но чтобы соответствовать нормам закона, мы вынуждены постоянно увеличивать хозяйственный штат. Надо понимать, что театр — это огромное хозяйство. Бюджет самых крупных из них составляет сотни миллионов рублей. Но тратятся эти миллионы на огромное количество мелочей. И каждую эту мелочь мы обязаны купить по конкурсной процедуре.

Приведу пример. Обычно в драматических театрах подготовка к спектаклю занимает от 2,5 до 5 месяцев. Но оформление какой-то детали может само затянуться на 2 месяца. Это сразу сказывается на оперативности работы. Конечно, большинство трат мы стараемся предусмотреть заранее, но далеко не всегда это возможно. Спектакль все-таки рождается в творческом процессе. Если режиссер вдруг понимает, что ему понадобится два таких-то осветительных прибора, мы не можем просто сходить в магазин и их купить. Мы должны провести аукцион на закупку этого оборудования.

И в остальном всё работает точно так же. Мы оформляем огромное количество контрактов, которые в определенные сроки должны быть вывешены в Единой автоматизированной информационной системе торгов (ЕАИСТ). Далее, кроме штатных, в театре работают приглашенные сотрудники. С каждым нужно заключить договор. Слава Богу, в отношении актеров и режиссеров нет конкурсных процедур, но и без этого много сил и времени уходит на регистрацию всех договоров.

При этом я не уверен в пользе всех этих бюрократических процедур. Аукционы не экономят деньги для бюджета. Цена закупки не берется с потолка, а согласовывается и утверждается в департаменте культуры. После всех инстанций она уже близка к оптимальной. Чтобы выиграть тендер, компании снижают цену любыми способами. Чудес ведь не бывает — если тебе предлагают огромную скидку, значит, есть какой-то подвох. В таких случаях мы часто нарываемся на недобросовестного поставщика, расторгаем контракт и объявляем все по новой. А между тем уходит драгоценное время.

Кроме того, реальной конкуренции за госзакупки не получается. Театр — это специфический покупатель, и по многим сферам у него нет большого выбора поставщиков. Некоторые сферы по естественным причинам монополизированы. Что касается «обычных» закупок — например, канцтоваров, — то разница между ценами поставщиков составляет копейки. Рынок здесь сам себя регулирует и не дает переплатить.

Существует много банальных технических проблем. Система, в которой регистрируются все контракты, часто не справляется с масштабами и виснет со второго дня на третий. Мои сотрудники порой вынуждены оставаться до 12 часов ночи, чтобы подождать, когда система разгрузится и можно будет ввести данные. А рассмотрение технических ошибок ЕАИСТ затягивается на несколько месяцев.

В основе государственной политики, как правильно отметил президент, должно лежать иное отношение к культуре. Сейчас с точки зрения закона театр мало чем отличается от супермаркета — он постоянно что-то продает и покупает. Хотя основной вид его деятельности — все-таки ставить спектакли.

Иными словами, идея реформы — крайне удачная, но, вероятно, реализация ее сложна с юридической точки зрения. В федеральном законе будет трудно прописать исключения для определенной категории учреждений. Поправки такого рода часто вносятся годами. Помню, прежде чем утвердить отмену конкурсных процедур для творческих работников, вопрос два года дебатировался на круглых столах, приходилось на всех уровнях доказывать, почему это важно и нужно. Обычно против подобных изменений активно выступает Федеральная антимонопольная служба. Но так как сегодня за реформу выступил лично президент, я надеюсь, что на сей раз всё будет иначе.

Автор — директор Театра им. Вл. Маяковского, член экспертного совета при Правительстве Российской Федерации

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир