Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Администрация Дональда Трампа опубликовала обновленную редакцию Стратегии национальной безопасности США. Согласно этому документу, глобальные внешние угрозы для американцев исходят со стороны Москвы и Пекина: «Китай и Россия бросают вызов власти, влиянию и интересам США, пытаясь подорвать американскую безопасность и процветание. Они полны решимости сделать свои экономики менее свободными и честными, наращивать военную мощь, контролировать информацию, чтобы подавить общество и расширить свое влияние».

Реакция Москвы на новую версию Стратегии национальной безопасности США была ожидаемой. Так, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил об «имперском характере» этого документа и настойчивом неприятии многополярного мира со стороны Вашингтона. Помимо этого, он подчеркнул, что в стратегии усматриваются «скромные позитивные моменты» — готовность сотрудничать с Россией там, где это в интересах американцев. Со своей стороны «Москва также ищет сотрудничества с США там, где это выгодно нам, и настолько, насколько готовы идти наши американские коллеги».

Что же это означает для мира и для нас?

Фактически в Вашингтоне никак не хотят исходить из того, что мир постепенно становится многополярным. При этом, как убеждены в Белом доме, в экономической сфере всё более нарастает противостояние США с Китаем, а в военно-политической сфере — с Россией. Конечно, последнее не ведет к войне, учитывая, что у РФ соизмеримый с США ракетно-ядерный потенциал. Вместо этого Москву постоянно провоцируют, то препятствуя полетам ее боевой авиации в Сирии, то упрекая в нарушении Договора РСМД. Или, например, проводя модернизацию американского тактического оружия в Европе, после которого в 3–4 раза увеличивается эффективность его боевого применения. Одновременно Вашингтон оказывает мощное давление на своих европейских союзников с целью сдерживания якобы агрессивных действий российского руководства.

При этом забывается, что именно американцы инициировали силовой вариант смены власти на Украине в феврале 2014 года и активно способствовали за последние годы дестабилизации ситуации в Ираке, Ливии и Сирии.

В настоящее время серьезное взаимодействие РФ и США возможно только в одной сфере — в борьбе с международным терроризмом. Идеальным примером такого взаимодействия стало предотвращение терактов в Санкт-Петербурге путем обмена информацией по линии спецслужб. Имеется опыт военного сотрудничества Москвы и Вашингтона в Сирии. Так, в Манбидже и кантоне Африн российские и американские военнослужащие создали буферные зоны между сирийскими курдами и протурецкими вооруженными формированиями. А в провинции Дераа именно РФ и США организовали южную зону деэскалации. Однако такое взаимодействие носит крайне ограниченный характер и порой сопровождается взаимными обвинениями в невыполнении взятых на себя обязательств.

Главным образом по вине США отсутствует сотрудничество Москвы и Вашингтона по урегулированию ливийского, афганского и йеменского кризисов. Более того, в условиях нарастания напряженности на Корейском полуострове мы ограничиваемся лишь двусторонними консультациями вместо совместных усилий по возобновлению шестисторонних переговоров по урегулированию северокорейской ядерной проблемы. Но иного и быть не могло в тех условиях, когда США под любым предлогом вводят против России всё новые финансово-экономические санкции, а их европейские союзники в лице ЕС продлевают ныне действующие.

Конечно, в новой версии Стратегии национальной безопасности США выделены еще два типа угроз для американцев и их союзников. Во-первых, «диктаторские режимы» КНДР и Ирана. Во-вторых, террористические организации «Исламское государство» и «Аль-Каида» (запрещены в РФ). Может быть, это и так, но почему-то Германия, Франция и даже Великобритания выступают за сохранение Совместного всеобъемлющего плана действий (так называемой «ядерной сделки» с Ираном). И причем здесь «Исламское государство», если президент Дональд Трамп уже заявил о победе над ним?

Таким образом, в новой версии Стратегии национальной безопасности США администрация Трампа не привнесла ничего нового. Фактически она лишь продолжила политику демократической администрации Обамы по сдерживанию России и Китая. Но как это способствует разрешению глобальных проблем и укрепляет безопасность для американцев? Создается впечатление, что указанная стратегия больше создаст для США проблем, чем будет способствовать их решению.

Автор — эксперт по безопасности, заместитель директора Института стран СНГ, политолог

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир