Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США предрекли отток молодых избирателей от Байдена к Трампу из-за запрета TikTok
Мир
В Британии указали на ярость Сырского из-за сдачи батальона ВСУ в плен
Общество
За сутки в Оренбургской области освободились от паводковой воды почти 800 домов
Спорт
Бывший тренер «Зенита» стал президентом футбольного клуба «Порту»
Происшествия
Два человека погибли при столкновении моторной лодки с причалом в Омске
Мир
Власти украинского Николаева сообщили о повреждении объекта теплогенерации
Происшествия
В Санкт-Петербурге пенсионерка перевела мошенникам более 3 млн рублей
Общество
Около 50 дворов затоплено в Абатском районе Тюменской области из-за разлива Ишима
Мир
В США заявили о занижении Зеленским данных о потерях ВСУ
Мир
МВД РФ переобъявило в розыск экс-генпрокурора Украины и депутатов рады
Происшествия
В Калужской области средства ПВО сбили три беспилотника в районе нефтебазы
Мир
NBC узнал об участии Спилберга в разработке президентской кампании Байдена
Общество
Психолог по пищевому поведению назвала правила для безопасного похудения к лету
Здоровье
Психолог объяснил влияние работы в огороде на психику человека
Политика
В Госдуме указали на последствия антироссийской политики Финляндии
Общество
Ветеринар рассказал о действиях при укусе собаки клещом
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду в Москве 28 апреля

Этикетки должны быть честными

Руководитель Роскачества Максим Протасов — о том, как прекратить «легальную» фальсификацию продуктов
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Культура потребления в России в последние годы переживает бурное развитие — еще недавно покупателя в магазине волновал разве что срок годности продукта. Проблема безопасности товаров активно решалась в последние годы, и сейчас мы уже можем говорить о переходе общества на принципиально новый уровень.

Результаты летнего социологического опроса исследовательского холдинга «Ромир» фиксируют, что 78% опрошенных обращают внимание на информацию, указанную на упаковке. Как и ранее, 82% из них прежде всего обращают внимание на дату изготовления, но в 2017 году уже 46% опрошенных детально изучают состав продуктов. Их интересует сырье, используемое при производстве товаров, наличие или отсутствие искусственных добавок. А 15% россиян детально изучают этикетку, чтобы разобраться в пищевой и энергетической ценности, а также содержании макро- и микроэлементов. Таким образом, повышение культуры потребления в России заставляет рынок стремиться к высоким материям — переходить от базовых требований по безопасности к качественным характеристикам и новому для России понятию — «честной этикетке».

В Евросоюзе и США, например, эти вопросы обсуждаются обществом и решаются властями уже много лет. Вспомните громкие дебаты о том, может ли британский шоколад Cadbury продаваться в континентальной Европе под названием «шоколад», притом что содержание какао-продуктов в нем в два раза меньше, чем в швейцарском шоколаде. А в США с 2014 по 2016 год шли суды между производителями майонеза и компанией Just mayo, которая выпускала свой соус без обычного для майонеза яичного желтка, но зато с добавлением крахмала и быстро увеличивала свою рыночную долю. Совсем свежий пример американского рынка касается питьевой воды, которая была названа на этикетке родниковой, однако выяснилось, что вода бралась из источников центрального водоснабжения.

В результате в Евросоюзе и США приняли решение на законодательном уровне регламентировать названия традиционных товаров в зависимости от их состава. Сейчас там законами устанавливаются требования к обязательным ингредиентам, их количеству, применимым названиям и терминам, а также отмечаются те ингредиенты, которых в таких товарах быть не должно.

Позитивные последствия такого решения для потребителей и рынка в целом налицо, и мы в данном случае считаем нужным прислушаться к опыту иностранных коллег. В 2017 году Государственной комиссией по противодействию нелегальному обороту продукции, которую возглавляет министр промышленности и торговли Денис Мантуров, было поддержано предложение Роскачества и таким образом принято без преувеличения эпохальное решение. По сути, Россия переходит на новый этап развития потребительского рынка.

На наш взгляд, российскому законодательству просто необходим ряд изменений, которые помогут раз и навсегда прекратить в нашей стране «легальную» фальсификацию — когда в продукте, изготовленном по техническим условиям (ТУ), более дорогие ингредиенты заменяют более дешевыми, а название оставляют «гостированное». Например, во многих образцах сыра сорта «Российский», выпущенного по ТУ, доля молочного жира в 1,5 раза ниже, чем в стоящем рядом на полке более дорогом ГОСТовском, а в выпущенном не по ГОСТу кетчупе сухую фракцию зачастую образует окрашенный крахмал, а не томаты. Такая «фальсификация в рамках закона» стала возможна из-за отсутствия обязательных требований к идентификации в большинстве категорий товаров. С 2002 года в нашей стране ГОСТы, в которых признаки товаров были описаны, перестали быть обязательными, а в технические регламенты обязательные идентификационные требования не вошли, что и поощряет недобросовестных производителей к обману потребителя.

Но ведь от такой игры страдает и добросовестный бизнес, который по-настоящему вкладывается в своих технологические процессы и закупает качественное сырье, а не имитацию.

Для перехода на принципиальный новый этап развития нашего потребрынка нужно внести в технические регламенты запрет на использование названий, схожих с гостированными, а также включить требования к идентификации в поддерживающий перечень к техрегламентам. При этом нужно разработать универсальный детальный стандарт на определение тождественности традиционных фантазийных наименований. Например, в каком случае шоколадная плитка становится молочным шоколадом? Из какого сырья и какой период времени должен созревать молочный продукт, чтобы стать настоящим сыром?

Те производители, которые выпускают продукты с удешевленными рецептурами, не должны называть свою продукцию «гостированными» именами. А в законе «О защите прав потребителей» уже должны появиться определения терминов «наименование продукции», «фантазийное наименование» и запрет использования названий, тождественных традиционным.

К чему это приведет?

Потребителя перестанут обманывать, выдавая винный напиток за игристое вино. Это не значит, что винных напитков больше не будет в продаже — это значит, что человек, покупая его, будет точно знать, что именно он приобретает и почему внешне схожий продукт под названием «игристое вино» дороже. А добросовестные производители наконец окажутся в здоровой конкурентной среде, где, например, лжемёд без пыльцы больше не сможет называться мёдом.

Автор — руководитель Роскачества

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир