Корсику устроит широкая автономия
Корсика будет добиваться большей автономии. Как рассказали «Известиям» в исполнительном совете острова, речь идет, в частности, о планах получить от Парижа большую финансовую независимость, признание за корсиканским языком официального статуса и права на введение статуса о местном резидентстве (по сути, напоминающего советский институт прописки). Эксперты сомневаются, что власти Франции, одной из самых централизованных стран Европы, согласятся выполнить требования корсиканских националистов, но витающий над регионом «призрак Каталонии» всё же заставит их быть менее резкими.
Нынешняя волна спекуляций на тему возможной независимости Корсики началась с момента выборов в местную ассамблею (парламент) острова. Первый тур, прошедший в минувшее воскресенье, закончился уверенной победой альянса «За Корсику», сформированного двумя националистическими партиями — Femu a Corsica и Corsica Libera. Альянс получил 45,6% голосов, оставив далеко позади конкурентов, в том числе правящую во Франции «Вперед, республика!», финишировавшую лишь четвертой. Французские СМИ тут же окрестили итоги выборов «националистическим цунами», хотя те же самые партии, ныне формирующие альянс, уже находятся во власти. В ближайшее воскресенье Корсику ждет второй тур выборов.
Последнее обстоятельство отметили и в исполнительном совете острова, заявив «Известиям», что окончательные контуры требований корсиканского правительства к Парижу сформируются уже после официальных итогов голосования. Вместе с тем общий набор требований острова к центральному правительству известен.
— Конечно, власти вновь поднимут вопрос о большей автономии, но о независимости мы речь не ведем, — отметили в совете.
По словам представительницы исполнительного совета, большая автономия подразумевает большую финансовую самостоятельность острова с 300-тысячным населением. Но не только. Одно из главных требований к Парижу — учредить в регионе статус резидента. По мысли островных властей, коренные жители и те, кто постоянно живет на Корсике более пяти лет, должны иметь приоритетное право на приобретение недвижимости. Сейчас многие местные просто не в состоянии потянуть покупку дома — и виной тому, по логике корсиканцев, массовый переход островной недвижимости в руки зажиточных французов с континента, что подогревает цены на жилье.
Еще один принципиальный для корсиканцев момент — статус корсиканского языка. До того, как войти в состав Франции во второй половине XVIII века, Корсика 250 лет жила под властью Генуи, поэтому местный язык скорее похож на итальянский, нежели на французский. На практике остров двуязычен, но официально законом признается только французский язык. Корсика не раз поднимала вопрос о признании своего языка вторым официальным, но каждый раз получала один и тот же ответ — это противоречит конституции Пятой республики.
Эксперт по Франции из Университета Ноттингема Пол Смит уверен, что по большому счету Париж не согласится на выполнение требований корсиканских националистов из опасений, что следующими на очереди будут, например, бретонцы. Но в чем-то властям придется пойти навстречу.
— Ситуация будет развиваться в духе басков (пережив волну террора во имя независимости от Испании, сейчас Страна басков довольствуется широкими автономными правами, хоть и не порвала с идеей независимости легальным путем. — «Известия»). Парижу придется подходить к будущим переговорам с большой осторожностью, чтобы избежать каталонского сценария, — сказал британский эксперт «Известиям».
В прошлом два лидера корсиканских националистов и нынешние лидеры победившего альянса «За Корсику» — глава исполнительного совета Жиль Симеони и лидер партии Corsica Libera, он же спикер Ассамблеи острова Жан-Ги Таламони — открыто ратовали за полную независимость. Оба активно поддержали и октябрьский референдум в Каталонии.
Но, как дали понять «Известиям» два источника в сенате Франции, в Париже уверены, что Корсика не повторит судьбу Каталонии, «поскольку уровень ее стремления к самоопределению намного ниже, чем у каталонцев», а это значит, что столица не ожидает, что остров зайдет дальше автономии.
Да и сами националисты уже отыграли назад от идеи независимости. В ноябре Симеони даже написал колонку для Le Monde «Корсика — не Каталония», хоть на этой неделе и признал, что вопрос о независимости Корсики может вновь возникнуть «через 10–15 лет», если на то будет воля народа.
Здесь показателен пример Новой Каледонии, одной из пяти заморских территорий Франции. В 1988 году Париж дал санкцию местным властям на проведение референдума о независимости, отведя на процесс «отвыкания» от метрополии 30 лет. Плебисцит пройдет уже в новом году, но, по опросам, сейчас большинство населения уже против «самостоятельности».