Мне постоянно приходится слышать, что в России стали меньше читать. Так есть ли в России читатель? Согласно общероссийским исследованиям, проведенным компанией «Ипсос Комкон», во втором полугодии 2016 года 39,8% жителей крупных городов читали книги, 54,4% — не читали.
При сопоставлении данных с 2017 годом мы поняли, что доля людей, не читающих книги, продолжает расти: в текущем году не читали уже 57% респондентов. У детей и молодежи, большая часть из которых — школьники и студенты, доля читающих выше (53%), чем в среде экономически активного населения и старшей возрастной группе (35 и 39% соответственно).
Если рассматривать книги как часть медиасреды и экономики, то 75 млрд рублей общего объема книжного рынка особой погоды не делают. На глобальном рынке медиа в лидерах роста — цифровая реклама, интернет и видеоигры. Но книги — это часть культуры и образовательного процесса, фундамент, на котором строится здание русского языка. А чтение — один из важнейших способов познания, получения профессионального и бытового знания. Оно влияет на повышение качества жизни и на престиж страны в мире.
Два последних года подарили нам внимание и поддержку государства на самом высоком уровне. В 2015-м президент прямо из Кремля вышел на первый книжный фестиваль на Красной площади, что возымело невероятный (по меркам книжной отрасли — точно) PR-эффект. Кроме того, в 2015-м было принято и разработано сразу несколько стратегически важных документов и поправок в законы. И, ко всеобщему удивлению, это возымело успех.
Например, удалось переломить тенденцию сокращения книжных магазинов. В 2010 году ситуация была просто критической: после закрытия оптовой сети «ТОП-книга» на всю страну оставалось не более 2000 точек по продаже книг. Сегодня мы видим, что ситуация изменилась, во многом за счет активного развития федеральных розничных сетей. Это непростой бизнес, но в регионах, где арендные ставки ниже, книжная розница демонстрирует стабильный рост.
Благодаря соответствующим поправкам в закон стало легче бороться с пиратами, что добавило мотивации национальным авторам и подстегнуло развитие рынка электронных книг: по итогам 2016 года его доля составила около 7%. Однако представители традиционного книгоиздания перестали с опасением смотреть на рост этого сегмента. В США в 2016 году доля электронных изданий в общих книжных продажах остановилась на отметке 14,2% (в 2014-м она составляла рекордный 21%). Электронным книгам в России есть куда расти, но и «бумага» не умирает — она выжила в борьбе с «цифрой». Стало ясно, что книжная среда мультиформатна — электронный, бумажный и аудионосители только дополняют друг друга, а не убивают. Развитие инфраструктуры, борьба с пиратством, государственная поддержка невероятно важны для индустрии.
Если наше профессиональное сообщество в сотрудничестве с государством может работать над решением инфраструктурных аспектов популяризации книг, то для появления моды на чтение нужно выступать широким фронтом. Чтению не хватает публичности. Если звезды шоу-бизнеса, спортсмены, политики станут «послами чтения», будут периодически говорить о важности книг, то, возможно, удастся создать тренд — примерно так же, как удалось ввести моду на здоровый образ жизни и занятия спортом.
Звезды, олигархи — все демонстрируют повальное увлечение спортом, делятся на своих страницах в социальных сетях фотографиями тренировок и рассказывают об участии в марафонах. Пора вводить и моду на марафоны чтения. Например, прочитал 40 книг в год — +100 в карму. А начинать надо с себя — возвращаться к традиции семейных книжных шкафов и чтения на ночь.
Автор — директор департамента стратегических коммуникаций издательской группы «Эксмо-АСТ», председатель комитета по региональному развитию Российского книжного союза
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции