Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу о подрыве автомобиля экс-сотрудника СБУ
Происшествия
Военный корреспондент «Известий» Семен Еремин погиб в зоне СВО
Мир
Нидерланды выделят еще более €200 млн на ПВО и боеприпасы для Украины
Происшествия
Обвиняемых в нападении на мужчину в Москве подростков арестовали
Мир
Четыре армянских села перешли под контроль Азербайджана
Мир
МИД пригрозил Сеулу ответом на попытки отменить русскую культуру
Происшествия
В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников
Мир
В Белом доме заявили о готовности возобновить поставки оружия Украине
Мир
В США начали шутить над конгрессвумен Грин за попытки заблокировать помощь Киеву
Общество
Семен Еремин погиб в зоне СВО при подготовке репортажа
Общество
Открытие ММКФ началось с минуты молчания в память о жертвах теракта в «Крокусе»
Мир
Байден назвал нынешнюю Республиканскую партию «котом другой породы»
Общество
Массив воды придет из Курганской области в Тюменскую в течение нескольких дней
Общество
В Петербурге перенесли запуск фонтанов на 27 апреля из-за снегопада
Мир
Владелец соцсети Х Илон Маск выступил против запрета TikTok в США
Происшествия
Силы ПВО сбили три беспилотника над Белгородской областью
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В середине ноября в Северодвинске был спущен на воду атомный подводный ракетоносец «Князь Владимир» — четвертый корабль проекта 955 «Борей» и первый, построенный по модифицированному варианту 955А. Даже беглый осмотр позволяет заметить интересные особенности новой субмарины. Отличия «Князя Владимира» от предшественников изучил iz.ru

Задел закончился

Ключевое отличие было известно давно: «Князь Владимир» — первый «Борей», построенный без использования конструкционного задела прочных корпусов заложенных в 1990-е, но так и не построенных многоцелевых атомных подлодок проекта 971, который использовался для создания первых трех ракетоносцев этого типа. Как отметил в беседе с iz.ru источник в российском судостроении, это позволило внести ряд существенных изменений.

— Ключевое — в кормовых отсеках стало намного просторнее. Механизмы и новые системы подавления шумов занимают довольно большой объем, и на первых трех лодках это привело к, скажем так, чрезмерной плотности компоновки в кормовых отсеках. Начиная с «Князя Владимира» за счет незначительного изменения обводов корпуса эту проблему удалось решить, — сказал собеседник редакции.

Вместе с тем, сославшись на закрытость информации, он отказался подтвердить изменения в конструкции первого и второгоотсеков подлодки. По мнению некоторых специалистов, эти изменения позволили перенести из носовой оконечности в борт 533-миллиметровые торпедные аппараты, а нос лодки занять антенной гидроакустического комплекса увеличенного диаметра.

Многоцелевая атомная подводная лодка (АПЛ) проекта «Ясень» К-560 «Северодвинск»

Фото: РИА Новости/Пресс-служба ОАО «ПО «Севмаш»


Это решение выглядит разумным — оно означает использование компоновки, реализованной на многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень». Головной атомоход этого проекта, К-560 «Северодвинск», стал первой российской атомной субмариной с бортовым размещением торпедных аппаратов, а носовая оконечность этой лодки занята антенной большого диаметра и звукопрозрачным обтекателем. Такая компоновка исторически используется на атомных подлодках ВМС США начиная с АПЛ типа «Трешер», строившихся с 1958 по 1967 год, по сей день. Считается, что эта компоновка улучшает возможности подлодки по обнаружению целей под водой, но вместе с тем ограничивает возможности торпедной стрельбы на больших скоростях хода (более 15 узлов).

Автор цитаты

Подтверждение или опровержение использования такой компоновки — дело будущего, однако, учитывая стремление судостроения и флота к унификации конструкций, его следует считать весьма вероятным.

Еще одно изменение — новая форма ограждения рубки субмарины. Вместо характерной для рубок первых трех «Бореев» скошенной носовой оконечности на «Князе Владимире» появился плавный переход от рубки к корпусу, весьма схожий по очертаниям с тем, что используется на атомных подлодках ВМС США типов «Сивулф» и «Вирджиния». Говорить о прямом заимствовании тут вряд ли корректно — речь идет скорее в целом об изменениях требований к подлодкам и используемых технических решений.

В целом, по словам собеседников iz.ru, «Князь Владимир» должен стать еще тише по сравнению с первыми тремя «Бореями», которые также отличаются очень хорошими показателями акустической скрытности. Кроме того, измененная конструкция рулей направления и глубины должна улучшить маневренные качества подводного ракетоносца.

Российская атомная подводная лодка стратегического назначения проекта 955 «Владимир Мономах»

Фото: РИА Новости/Ильдус Гилязутдинов

Что дальше?

Помимо «Князя Владимира», который должен в ближайшее время начать швартовые испытания и в следующем году войти в состав флота, в постройке находятся еще четыре ракетоносца проекта 955А, заложенные в 2014–2016 годах. Ввод в строй по плану должен быть завершен до конца 2020-го, но, судя по всему, сроки реализации программы сдвинутся на год-два. Итогом ее станет формирование современной группировки стратегических подводных лодок нового поколения, которые будут оставаться в составе флота до второй половины столетия.

В настоящее время военное руководство страны решает вопрос о дальнейшем развитии морской составляющей стратегических ядерных сил с учетом предстоящего в 2020-х годах вывода из состава флота шести подлодок проекта 667БДРМ постройки 1980–1990-х годов. Называются два варианта решения этой задачи: продолжение строительства серии «Борей» по модифицированному проекту 955Б «Борей-Б» или переход к постройке перспективных АПЛ семейства «Хаски», в рамках которого разрабатываются три проекта: стратегический ракетоносец, подлодка-носитель крылатых ракет и «подводный истребитель» с преимущественно торпедным вооружением. Эти субмарины должны быть унифицированы по общекорабельным системам и гидроакустическому оборудованию, что облегчит и удешевит их постройку.

Пакетная модернизация

Фактически в обеих линейках строящихся сейчас атомоходов — стратегических «Бореев» и многоцелевых «Ясеней» — отечественная оборонка перешла на «пакетное» внедрение усовершенствований, не размазывая их по отдельным единицам, что раньше регулярно приводило к ситуации, когда в том или ином проекте не было двух одинаковых кораблей, даже формально принадлежащих к одной и той же серии (подсерии). Новый подход упрощает и строительство субмарин, и их эксплуатацию, хотя и повышает требования к отработке всех элементов модернизационного пакета во избежание хронических неисправностей то одной, то другой системы.

Модернизированный подводный крейсер проекта 955А «Князь Владимир» в эллинге оборонной верфи «Севмаш»

Фото: ТАСС/ Алексей Липницкий

Направления модернизации в принципе известны. Некоторые системы остаются неизменными в течение десятилетий — в первую очередь это касается электромеханических систем, которые стараются без особой нужды не менять.

Автор цитаты

По имеющейся информации, в перспективе российский подводный флот должен перейти на единый тип блочной паротурбинной установки для атомных подлодок основных классов и единый же тип реактора с резко увеличенной продолжительностью кампании.

Другие системы меняются значительно быстрее — в первую очередь это относится к электронике. За время службы современного корабля / подводной лодки, которое исчисляется десятками лет, на нем сменится несколько поколений боевой электроники, сегодня производимой в стандартизированных блоках и модулях, значительно облегчающих процесс модернизации. Это позволяет оперативно совершенствовать корабль, обеспечивая применение новых систем вооружения, беспилотных подводных аппаратов, средств навигации и связи.

Насколько удачными оказались решения, использованные в проекте 955А, можно будет понять и по тому, как быстро «Князь Владимир» пройдет через процесс испытаний и ввода в строй. Ждать осталось не так долго.

 

Прямой эфир