Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Современная экономика стремительно становится экономикой знаний, и главным конкурентным преимуществом этой новой реальности являются уже не тонны и баррели, а способность эффективно использовать человеческий капитал. Эксперты Всемирного экономического форума определяют его как знания и умения людей, которые позволяют им создавать добавленную стоимость в существующей глобальной экономической системе. Этот фактор самым непосредственным образом зависит от адекватной системы образования, которая обеспечивает получение востребованных современной экономикой навыков. «Технологии будущего» не появляются сами по себе. Их должен кто-то создавать, внедрять и использовать.

Меняющийся мир предъявляет новые требования к уровню и содержанию подготовки специалистов.

Сегодня можно выделить три ключевых тренда: это отказ от линейной траектории, активная работа корпораций с вузами через внедрение программ корпоративного образования в учебные планы университетов, а также проведение различных школьных соревнований, включая олимпиады.

Образование теряет привычную линейную структуру — от школы к институту: свое место занимают открытые и краткосрочные форматы, такие как онлайн-курсы, летние школы, мастер-классы, мейкерские фестивали и хакатоны. Организация этих мероприятий становится естественным методом поиска и раскрытия талантов и позволяет показать школьникам все достоинства современной технической специальности.

В лидирующих с точки зрения инновационного развития странах краткосрочные форматы прочно обосновались в системе прединженерного образования. К примеру, в США была создана The Fab Foundation, предоставляющая доступ к инструментам, знаниям и финансам, благодаря которым любой желающий может начать создавать инновационные решения. Его сообщество Fab Labs присутствует уже в 78 странах и имеет порядка тысячи лабораторий. 

Процесс распространения технического творчества, инженерного предпринимательства также начинают поддерживать вузы. В отечественное образование, пусть и с опозданием, но уже активно приходит понимание того, что современный вуз должен быть не запертой шкатулкой, где лежат тайные знания избранных, а площадкой, где эти знания могут создаваться общими усилиями преподавателей и студентов.

Новыми серьезными игроками на образовательном рынке становятся корпорации, постоянно испытывающие кадровый голод. Взаимодействие с вузами и внедрение программ корпоративного образования в учебные планы университетов — один из актуальных трендов крупного бизнеса.

Сегодня,  по оценкам экспертов, в рамках НИОКР с вузами сотрудничают порядка 49% компаний. Российские корпорации открывают совместные курсы в МГУ, МФТИ, МГТУ, становятся спонсорами и партнерами юниорских соревнований, которые позволяют школьникам попробовать себя в технических специальностях и понять, как устроена отрасль. По итогам соревнований формируется команда, участвующая в мировом первенстве WorldSkills.

Авторитет российских школьных олимпиад обеспечен высоким уровнем их проведения и требовательным подходом к участникам. К традиционным форматам присоединились и новые — чемпионат профессий будущего Ready for Future, ежегодный международный фестиваль изобретателей Maker Faire Moscow, проводимый НИТУ «МИСиС», и командная инженерная олимпиада Национальной технологической инициативы. Олимпиада НТИ — это абсолютно новый подход к проведению инженерных состязаний, который позволяет не только оценить школьникам свои знания, но также дает им возможность развить свое увлечение (например, робототехникой) в последовательную образовательную и карьерную траекторию.

Пока что российским школьникам сложно быть «на одной волне» с вовлеченными в мейкерское движение зарубежными сверстниками. У наших ребят хорошая теоретическая база, но им не хватает предпринимательского духа, дизайнерских навыков и опыта создания нелинейных решений.  Опыт проведения олимпиад в России и за рубежом также разнится: наша представляет собой предельно централизованную систему, где победители получают льготы при поступлении в университет, а в международной практике роль олимпиады слабо формализована и ограничивается упоминанием в списке достижений. 

Важная задача проектов по популяризации технологического творчества — это создание комфортной и развитой среды, включающей и образовательные программы вузов, доступные для всех желающих, и тематические олимпиады.

Неформальное образование способно открыть новые горизонты для растущего поколения. И мы должны сделать всё возможное, чтобы движение в этом направлении ускорило темпы роста приоритетных для России технологических отраслей.

Автор — заместитель генерального директора — директор по развитию инновационной инфраструктуры, член правления Российской венчурной компании (РВК)

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир