Черной, черной пятницей
24 ноября в российских магазинах стартовала так называемая черная пятница, которая, впрочем, растянется на все выходные — до 26 ноября. Считается, что магазины в эти дни предлагают максимальные скидки на товары. В преддверии скидочных выходных торговые сети, интернет-ресурсы и СМИ создают множество гидов, с помощью которых покупатели якобы смогут выбрать товары по действительно выгодным ценам. Однако далеко не всегда речь идет о реальной экономии. Как «черная пятница» поссорила российских продавцов и что делать покупателям, чтобы не стать жертвами обмана, попытался разобраться портал iz.ru.
От пробок к празднику
Главная шопинг-акция года пришла в Россию из США — там «черная пятница» традиционно приходится на первую пятницу после Дня благодарения. Если День благодарения знаменует собой начало праздничного сезона, который продлится до Нового года, то «черная пятница» — начало традиционных для западных стран рождественских распродаж.
Хотя скидывать цены в этот день продавцы начали еще в XIX столетии, само название появилось только в конце 1960-х, причем не от хорошей жизни — «черная пятница» в оригинале означала отнюдь не черный день для торговцев, отдающих вещи по дешевке, а катастрофу для автомобилистов, которые вынуждены были выстаивать в многочасовых пробках, созданных любителями походить по магазинам.
О негативной коннотации быстро забыли — скидочная пятница превратилась в одно из главных событий года: американские магазины в этот день стали переходить на особый режим работы, открываясь на рассвете, а некоторые граждане специально брали отгулы, чтобы успеть в магазины до того, как торговые залы будут опустошены. В некоторых штатах «черная пятница» стала официальным выходным.
Вскоре эта традиция распространилась и на другие страны, а с развитием интернет-торговли, когда пропала нужда бороться за интересующий товар с прочими покупателями в душных магазинах, — переселилась в интернет. При этом временные границы «пятницы» оказались несколько размыты — теперь скидки длятся не один, а как минимум три дня. За то, что нужный товар окажется раскуплен, можно практически не опасаться. А составить список покупок услужливые торговые сети предлагают покупателям еще за неделю до начала скидок, чтобы в назначенный день им оставалось только нажать на кнопку «Купить».
Двигатель торговли
Одна из главных причин, по которым «черная пятница» так быстро покорила мир, — взрывной скачок покупательской активности, который происходит в этот день.
По данным Национальной федерации розничной торговли США, только в Америке в 2005-2015 годах совокупные траты покупателей в магазинах этот день выросли с $26,8 млрд до $67,5 млрд. Еще $2,9 млрд в 2015 году были потрачены в США онлайн. В 2016 году сумма трат выросла до $93,5 млрд. Ожидается, что в этом году американцы потратят в магазинах около $96,7 млрд.
Такая активность стимулирует появление новых рабочих мест, пусть и временных, — ежегодно в США магазины в ноябре нанимают сотни тысяч сезонных работников. Абсолютный рекорд был установлен в 2013-м — 764,7 тыс. человек.
Тогда же, в 2013-м, «черная пятница» по-настоящему пришла в Россию — многие ритейлеры предлагали в этот день специальные скидки, но основное действие разворачивалось на созданной в 2013 году Владимиром Кимом платформе Black Friday, которая стала агрегатором предложений крупных интернет-магазинов.
Не поделили пятницу
В 2015-м в акции на этой платформе приняли участие около 300 продавцов — их общий объем продаж составил 200 млн рублей. По другим данным, из ста крупнейших игроков в «черной пятнице» в 2015-м всего участвовали 47 интернет-магазинов. Лишь 40% из них размещались на площадке «Блэк Фрайдей». В среднем оборот участников акции, вне зависимости от выбранной площадки, в эти дни вырос в два раза, в некоторых случаях речь шла о трех- или пятикратном росте.
А в 2016 году разразился скандал. Сначала, в январе, компания Владимира Кима ООО «Блэк Фрайдей» получила патент на торговую марку Black Friday («Черная пятница»). После этого часть крупных игроков интернет-рынка, включая Lamoda, Ozon и «М.Видео», заявили о намерении провести распродажу на альтернативной платформе, которую назвали «Настоящей черной пятницей» — одной из причин перехода стало недовольство участников качеством технического обслуживания на ресурсе Кима.
В ответ Владимир Ким обратился в суд с иском по защите торговой марки Black Friday, а Ассоциация интернет-торговли (АКИТ), в которую входили интернет-ритейлеры, обвинила его компанию в попытке монополизировать популярный торговый формат и попросила ФАС рассмотреть этот вопрос. Антимонопольная служба встала на сторону АКИТ и весной 2017-го заявила, что Владимир Ким незаконно присвоил бренд Black Friday, который является общеупотребительным названием.
Так что в этом году у акции будет сразу несколько агрегаторов — в том числе площадка Владимира Кима и площадка компаний — участников АКИТ. Кроме того, на собственных сайтах специальные акции проводит большинство крупных отечественных ритейлеров, а также зарубежные интернет-магазины, включая популярный в России сайт Aliexpress. Все они в течение ближайших трех дней будут бороться за внимание российских покупателей.
Купить или не купить
В 2015 и 2016 годах каждый россиянин, совершающий покупки в этот период, в среднем тратил в «черную пятницу» около 6 тыс. рублей. При этом уже несколько лет СМИ, эксперты, да и сами интернет-пользователи говорят о том, что акционные предложения магазинов в эти дни — отнюдь не синоним выгоды.
Во-первых, речь уже давно не идет о рекордных скидках в 70–90%, которые и прославили «черную пятницу». В 2017 году большинство российских магазинов ограничивается скидками в 20–30% или 50%. Тем не менее надежда сэкономить всё равно приводит россиян на сайты онлайн-магазинов, хотя всем понятно, что продавцы не будут работать себе в убыток.
В некоторых случаях речь идет и о махинациях с ценами. Часто магазины завышают их за несколько недель до начала акции, закладывая в них сумму будущей солидной скидки. Иногда в результате таких манипуляций товар в «черную пятницу» обходится покупателю на пару тысяч рублей дороже, чем за пару месяцев до начала распродажи. Обнаружить обман могут те, кто не поленится поискать по кэшу более ранние предложения того же магазина или просто хорошо знает рынок.
Другой способ «накрутить» продажи — пообещать скидки заведомо большие, чем планируется дать. Настроившись на покупку с большой скидкой, люди приходят на сайт, где вместо обещанных 50–70% большая часть товаров предлагается с «честной» скидкой в 20–30%, и всё равно совершают покупку.
Кроме того, в эти дни (в особенности непосредственно в саму «черную пятницу», на которую приходится пик продаж), повышается риск стать жертвами интернет-мошенников. Накануне распродаж 24 ноября об этом, в частности, предупредили сотрудники «Лаборатории Касперского».
Компания также подготовила к сезону интернет-распродаж отчет, из которого следует, что пик активности системы «Антифишинг», установленной на пользовательских компьютерах, приходится на пятницу, к субботе количество тревожных сигналов от системы спадает, однако с началом «киберпонедельника», который приходится на начало следующей за «черной пятницей» недели, вновь резко возрастает.
Для тех, кто предпочитает делать покупки в обычные дни, риск наткнуться на фальшивый сайт известного магазина и купить товар у несуществующего продавца — значительно ниже. Впрочем, в «черную пятницу» всё равно можно совершить выгодную покупку. Но для этого потребуется не поддаваться всеобщему ажиотажу, не обращать внимания на обещания рекламы, четко определить список интересующих товаров и заранее изучить цены на них на рынке. В случае если на сайте одного из участников акции все-таки обнаружатся нарушения — например, цена на товар, не соответствующая заявленным скидкам, — на торговца можно пожаловаться с помощью «горячей линии» Рунета. Правда, приведет ли это к каким-то последствиям для торговца, неизвестно.