Путаясь в бесчисленных товарных этикетках с наклейками «эко», «био», «органик» и «фермерский», мы задались вопросом: какова же отечественная законодательная база, устанавливающая и контролирующая натуральность сырья и производства?
Оказалось, что у нас, вопреки заграничным «органик-сертификатам», с этим туго. Да и санкционные процессы, интересы импортозамещения требуют собственной сертификации, а не обращения в иностранные лаборатории за огромные деньги. Очевидно, что в данном случае подход должен быть комплексным — необходимо создание единого государственного комплекса экостандартов.
Шум и споры вокруг органической продукции появились еще в прошлом веке. Уже в 1970-е о тестах экоконтроля широко говорили на Западе, ища альтернативу захватывающим планету фастфудовым технологиям. А вместе с модой на биоконцепт в питании пришло время и для тренда натуральности в одежде, интерьере и даже в производстве. Причем теперь этот тренд касался не только истеблишмента, он становился массовым, невзирая на стоимость товаров с пометкой organic выше среднего ценника.
Такая тенденция быстро приобрела размах пиар-кампании (как было и есть у нас), и ярлыки типа «эко» лавиной хлынули на потребительский рынок. Отделить зерна от плевел стало возможно благодаря специальным лабораторным проверкам и процедурам получения упомянутых «органик-сертификатов».
В современной России список таких товаров неуклонно растет, давно не ограничиваясь продуктами питания. При этом единственный нормирующий раздел «Продукты пищевые» действующего ГОСТа тоже не охватывает реальной рыночной ситуации.
По экспертным оценкам текущего периода, порядка 85% отечественных товаров, выпускающихся как «эко», таковыми не являются. Разница трактовок расширила употребление этого обозначения, выйдя за пределы снижения природного ущерба при производстве, как и знак «био», появляющийся сейчас не только на молочной продукции с пробиотиками.
Распространенный вариант «органик» по ГОСТу указывает сугубо на отсутствие «катализирующих» вмешательств производителя, а популярная надпись «фермерский» и вовсе не отражена в официальном регламенте в качестве признака «натуральности» продукта.
Сертификаты на «органическую продукцию» выдаются в России различными организациями, среди которых, наряду с квалифицированными специалистами уровня НП «Экологический союз», действует масса представителей иностранных лабораторий с зачастую сомнительной персональной аккредитацией. В целом же с позиций как экологов, так и бизнеса наблюдается разрозненность методик и критериев оценки экотоваров, стихийность возникновения инспектирующих объединений (действующих обычно под эгидой продуктовых или промышленных холдингов).
Между тем «эко», «био» и прочие обозначения регулярно используются самым широким кругом производителей, открывая, с одной стороны, необъятность маркетинговых и рекламных возможностей, манипулирующих потребителем, а с другой — вынуждая добросовестный бизнес на дорогостоящее прохождение подобной экспертизы за рубежом. Внедрение государственного экостандарта сведет воедино интересы предпринимательства с показателями и фильтрами оценки качества продукции. ЭкоГОСТ способен стать залогом кредита доверия покупателей, приоритетным уровнем надежности и защиты действительно натуральной продукции и ее производителя.
Ясно, конечно, что введение такого комплекса стандартов на государственном уровне повлечет за собой ряд структурных изменений в параметрах оценки выпускаемых товаров. Однако подобная система стандартизации всё же не уникальна и имеет ряд не только международных аналогов, но и внутренних российских разработок. Но, к сожалению, они устарели и не могут охватить того объема, что существует сейчас. При создании национального стандарта в данной сфере стоит опираться и на эффективный иностранный опыт, и на родной «синтез» примеров успешной сертификации.
Многие крупные компании и представители малого бизнеса сталкивались с одинаковой проблемой в получении «органик-сертификатов» и с последующими затруднениями поиска аккредитованных специалистов с вытекающими отсюда обращениями в иностранные лаборатории. Совместными усилиями российских ученых и экологов, имеющихся инспектирующих органов, законодателей, правоведов, волонтеров реальный биопродукт может стать действенным конкурентом любому западному образцу и способствовать развитию ниши отечественного экорынка.
Потенциал же получения государственного экосертификата в России — это масштабное поле для обновления деятельности здоровой отечественной коммерции, позволяющее развиваться далее как отраслевым гигантам, так и сектору малого и среднего бизнеса. Любой предприниматель сможет расширить целевой рынок спроса и сбыта продукции, маркированной знаком «эко», укрепить социальную ответственность своего бизнеса, базируясь на прозрачности и унификации нормоконтроля, найти новых партнеров и каналы сбыта сертифицированной продукции.
России нужен отечественный комплекс экостандартов (экоГОСТ). Стандартизация, основанная на интересах и потребностях граждан, позволит создать полноценный сегмент реальной экопродукции и улучшит здоровье нации в целом. Уверены, никому не хочется таскать с собой в магазин справочники по химии, чтобы «переводить» с русского на русский еще и информацию об экотоварах.
Автор — правозащитник, общественный деятель, президент Фонда возрождения окружающей среды «Территория Мир»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции