Европейцы донашивают вещи россиян
Экспорт одежды, бывшей в употреблении, за январь–сентябрь 2017 года вырос на 73%. Согласно данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в этом году Россия продала за границу таких товаров на общую сумму более $279 тыс. Главными покупателями российского секонд-хенда стали Украина, Белоруссия, Казахстан, Польша и Латвия. По словам экспертов, секонд-хенд идет как на розничную продажу, так и на переработку. Тенденция свидетельствует в том числе и о повышении бережливости россиян, которые вместо того, чтобы выбрасывать старую одежду, стали ее продавать.
Согласно данным ФТС, за девять месяцев 2017 года по отношению к тому же периоду прошлого года экспорт товаров легпрома, бывших в употреблении, вырос на 73%. Общий объем поставок превысил $279 тыс. Лидер среди стран — потребителей российского секонд-хенда — Белоруссия. Также из России старая одежда поставляется в Польшу, Латвию, Украину и Казахстан.
По словам директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, старую одежду поставляют за рубеж в основном для продажи местному населению в розницу.
— Это зависит от качества товара. Специализированных оптовиков на рынке нет, скорее всего, продают секонд-хенд компании-стартапы, которые пытаются нащупать нишу, — рассказал Георгий Остапкович. — Высокие темпы роста связаны с тем, что пока эта экспортная поставка у нас не развита, она не влияет на экономические показатели, как нефть или пшеница. Но явление благоприятное, это приток капитала.
По словам генерального директора ООО «Международная торговля и интеграция» Владимира Саламатова, заметная доля бывших в употреблении вещей идет на переработку.
— Есть примеры, когда люди делали на этом бизнесе целое состояние. Из старой одежды делают ветошь для производств, например тряпки, — отметил Владимир Саламатов.
Владелец секонд-хенда «Хюгге» Дмитрий Беляев отметил, что сегодня популярность бывшей в употреблении одежды растет по всему миру, в первую очередь у молодежи.
— У старшего поколения всё еще остается стереотип, что покупать одежду в секонд-хенде стыдно, для кого-то из них пойти в такой магазин равносильно тому, чтобы спуститься на «социальное дно». У молодежи такого нет, — пояснил Дмитрий Беляев.
Владелец комиссионного магазина Winwin Юлия Панкова рассказала, что россияне стали более бережливыми. Именно по этой причине вместо того, чтобы выбрасывать такую одежду, они стали чаще ее продавать. Особенно если это касается продукции масс-маркета. Качественные дорогие вещи россияне, напротив, стараются хранить как можно дольше.
— Хуже стали ткани, одежду часто сегодня делают из вторичного сырья, из-за чего она менее ноская, не такая теплая. Более того, масс-маркет часто пренебрегает услугами технологов, страдает посадка вещей: ее либо нет, либо уже после первой обработки (в химчистке или после обычной стирки) вещи теряют форму. Люди это понимают и стремятся сохранить старое, — рассказала Юлия Панкова.
Предприниматель также отметила, что часто одежду продают, чтобы взамен купить что-то другое.
— Большое влияние имеет мода. Например, девушка может купить винтажные брюки Yves Saint Laurent, чтобы потом сказать, что это вещь ее матери, которая носила тот же размер и имела соответствующий достаток для покупки такой одежды. Девушка хочет сказать, что ее семья из поколения в поколение была обеспеченной, — привела пример Юлия Панкова.
Пока экспорт секонд-хенда — только начинающаяся тенденция в России. Однако ее наличие говорит о воспитании в россиянах более грамотного и бережливого подхода к своему имуществу. Разумеется, ожидать, что это станет значимой отраслью экономики, не приходится. Но активная продажа старых вещей позволяет сэкономить на производстве и покупке новых предметов гардероба.