Под вебом золотым
Пираты российского интернета смогли приспособиться к новым условиям существования — широкое применение антипиратского законодательства не привело к прекращению их деятельности. Торговцы нелегальным контентом отработали устойчивые модели капитализации бизнеса, и сейчас их обороты растут. По данным исследования Group-IB, рынок одного только контрафактного онлайн-видео в Рунете в прошлом году вырос более чем в два раза, достигнув отметки в 3,3 млрд рублей. Эксперты видят смысл как в активизации, так и в переформатировании борьбы с нелегальным контентом в Сети.
Суммарный доход пиратов Рунета в 2016 году оценили в сумму около 4,3 млрд рублей. При этом ежегодные потери государства в виде недополученных налогов и сборов из-за деятельности нелегальных ресурсов — порядка 1 млрд рублей. Такие данные содержатся в исследовании «Экономика пиратских сайтов – 2016», подготовленном компанией Group-IB, специализирующейся на расследовании киберпреступлений. Лучше всех дела идут у поставщиков нелегального онлайн-видео: в 2015 году они заработали 1,5 млрд рублей, в прошлом их доход увеличился более чем вдвое.
Десять лет форы
Первые 10 (или немногим больше) лет российским онлайн-пиратам бояться было некого. Рунет оставался тихой гаванью для торговцев контрафактным контентом вплоть до 2012 года.
Тогда в нашей стране был принят закон «О защите детей от информации...» (в СМИ его называли законом о черных списках). Был введен механизм блокировок для сайтов, распространяющих детскую порнографию, наркотики или информацию о способах самоубийства. Уже через год, в 2013-м, вступил в силу антипиратский закон, который дал правообладателям возможность блокировать доступ к сайтам, распространяющим кино- и телефильмы с нарушением авторских прав.
Многие популярные пиратские онлайн-кинотеатры тогда впервые были заблокированы. Но их владельцы быстро нашли выход — эвакуация на так называемые зеркала — сайты с аналогичным контентом и, нередко, схожими названиями. Потребовался еще один закон — на этот раз «о зеркалах» (так называют изменения в ФЗ-149). Он начал действовать буквально на днях — 17 октября 2017 года (хотя формально вступил в силу 1 октября — отсрочка объясняется долгим периодом согласования параметров применения).
На что живут пираты
Самое интересное в исследовании Group-IB — это подсчет доходов крупнейших нелегальных онлайн-кинотеатров в 2016 году. На первом месте оказался Seasonvar.ru с посещаемостью 1 млн человек в сутки и доходом, оцененном в 192,3 млн рублей. Далее следует My-hit.org с ежедневной аудиторией 397 тыс. человек и доходом 70 млн рублей, HDrezka.me (сейчас заблокирован по жалобе правообладателей) — 315 тыс. человек и 69,4 млн рублей, Kinokrad.co (заблокирован по жалобе правообладателей) — 271 тыс. человек и 59,7 млн рублей, Baskino.Club (заблокирован по жалобе правообладателей) — 234 тыс. человек и 41 млн рублей. В Group-IB подсчитали, что среднестатистический онлайн-кинотеатр зарабатывает порядка 9 млн рублей в год. Зарабатывают пиратские сайты размещением рекламы, сбором денег за подписку и иногда — сбором добровольных пожертвований.
Чтобы дать возможность оформить подписку, администраторы пиратских сайтов прибегают к услугам платежных агрегаторов. Те предоставляют готовый набор разных способов оплаты — например, с помощью банковской карты или через платежную систему PayPal.
Деньги не пахнут
Как видим, пиратские сайты не испытывают технических проблем с обеспечением бизнеса. Хотя именно в этом им пытались создать препятствия.
По словам главы Ассоциации защиты авторских прав в интернете (АЗАПИ) Максима Рябыко, и баннерообменные сети, и платежные агрегаторы являются посредниками, которые позволяют пиратам, с одной стороны, монетизировать посещаемость своего сайта, а с другой — оставаться анонимными, так как всю работу по сбору платежей и переводу денег посредники берут на себя.
Изменить ситуацию с крупными рекламными сетями пыталась ассоциация «Интернет-видео» при поддержке Минкомсвязи. В сентябре 2015 года замминистра связи Алексей Волин заявил, что это ведомство опубликует список из более чем 100 компаний, которые чаще всего дают рекламу на пиратских ресурсах. Чуть позже представители онлайн-кинотеатров провели переговоры с крупными рекламодателями и рекламными сетями. Итогом стало решение составить черный список пиратских сайтов, на которых рекламодатели и рекламные сети не будут размещать свои баннеры.
Глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин рассказал, что они поддерживают связь с некоторыми крупными рекламными агентствами и регулярно отправляют им актуальный список пиратских сайтов. Однако на переговоры идут не все баннерообменные сети. По словам Максима Рябыко, если рекламным площадкам указать, что они работают с пиратами, то они возразят, что это не доказано, и продолжат такое сотрудничество.
Время новых подходов
Несмотря на то что Минкомсвязи не удалось «распугать» всех рекламодателей с пиратских сайтов, борьбу с контрафактом в Сети в целом в ведомстве оценивают положительно.
— Меры борьбы с пиратскими ресурсами эффективны. Дают результат. Растут легальные сборы. Ничего менять не надо, — заявил «Известиям» Алексей Волин.
По мнению Андрея Бусаргина, антипиратский закон действительно эффективен, но в том случае, если правообладатели постоянно защищают свои фильмы. Имеется в виду финансирование профилактических мероприятий: нелегальные копии фильма в Сети разыскивают и оперативно удаляют, подталкивая потребителей к официальной покупке.
— В неделю выходит порядка 10–12 фильмов, а защищают 1–2, — отметил Андрей Бусаргин. — То ли хотят сэкономить, то ли не верят, что если бороться с пиратами, то это даст отдачу в сборах. Есть фильмы, защита которых длится не очень долго — например, пока длится прокат в кинотеатрах. А потом он всё равно появляется у пиратов. Если бы защита шла постоянно, то у пиратов был бы скудный набор фильмов.
— Уверен, что надо лишить пиратов заработка, — объясняет он. — Все действия мы предпринимаем на основе решения сообщества правообладателей. Мы консультируемся и намечаем приоритетные направления ударов [по пиратам]. Сейчас вступил в силу закон, который позволяет блокировать зеркала пиратских сайтов. Посмотрим, что он даст, и потом будем решать, что делать дальше.
Ждет ли пирата тюрьма?
Андрей Бусаргин полагает, что меры борьбы с контрафактом нужно ужесточать. Если пиратство окажется слишком рискованной сферой деятельности, то задействованные в нем люди уйдут в более спокойные места.
— У нас появилась идея привлекать пиратов к ответственности за незаконное предпринимательство и неуплату налогов. Никто из пиратов не регистрирует свою деятельность и не платит налоги, поэтому их можно привлекать к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» и ст. 198 УК «Уклонение от уплаты налогов...», — считает Андрей Бусаргин. — А пиратам, которые зарабатывают за счет платежей интернет-пользователей, нужно блокировать противозаконные трансакции и запрещать платежным системам сотрудничать с нарушителями прав интеллектуальной собственности.
Юридический советник Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Семенов считает, что эффективным может быть только комплексное применение всех возможных мер.
— Правоохранители не умеют искать пиратов, у них другие приоритеты. Уголовное преследование сегодня в этой сфере используется с большим скрипом — единичные дела требуют много времени для расследования, — рассказал Сергей Семенов. — В суде не достигается того эффекта, на который можно было рассчитывать. Поэтому разнообразить основания для привлечения к ответственности — идея здравая. Надо посмотреть, как это может быть применено.
По данным Роскомнадзора, в 2016 году по антипиратскому законодательству были заблокированы 453 интернет-ресурса, с начала 2017 года — уже 6842. По решению Мосгорсуда, навсегда закрыто в Рунете 600 доменов.