Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Авиадиспетчеры избежали штрафов

Минэкономразвития выступило против инициативы Минтранса, пояснив, что она может спровоцировать кадровый дефицит в отрасли
0
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Законопроект Минтранса о штрафах до 150 тыс. рублей для авиадиспетчеров не прошел согласование в Минэкономразвития. Планировалось ввести административную ответственность за авиаинциденты, такие как опасное сближение самолетов. В Минэке считают, что воплощение этой идеи в жизнь может спровоцировать кадровый дефицит в отрасли, да и на уплату штрафов не хватит диспетчерской зарплаты. Сегодня, если инцидент не повлек последствий, для диспетчеров предусмотрена только дисциплинарная ответственность. 

Минэкономразвития дало отрицательный отзыв на законопроект Минтранса, вводящий для диспетчеров административную ответственность за авиаинциденты. С отрицательным заключением (есть в распоряжении «Известий») об оценке регулирующего воздействия он не может быть внесен в правительство, а затем в Госдуму и, соответственно, не может быть принят.

Проект поправок в Кодекс РФ об административных нарушениях Минтранс разработал этой весной. В числе прочего документ предусматривал введение штрафов 100–150 тыс. рублей для обслуживающих воздушное движение должностных лиц за нарушения правил работы в воздушном пространстве РФ. Сейчас за такие нарушения диспетчер может быть привлечен только к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

В пояснительной записке к поправкам сказано, что, по данным Ространснадзора, за 2014–2015 годы зафиксировано 28 опасных сближений самолетов, из них «22 инцидента связано с несоблюдением технологий работы диспетчерского состава».

В отзыве Минэкономразвития указано, что «предлагаемый размер штрафа равен или превышает месячный размер заработной платы диспетчера».

"Таким образом, увеличение размера административного взыскания может привести к затруднениям в части возможности оплаты такого штрафа правонарушителями, а также спровоцировать кадровый дефицит в отрасли», — сказано в отзыве Минэкономразвития.

В ведомстве пришли к выводу, что «наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, не обоснованы». В Минтрансе не предоставили оперативных комментариев.

По данным ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ», сейчас в стране порядка 10 тыс. специалистов службы движения.

В Федеральном профсоюзе авиадиспетчеров России воздержались от комментариев. Ранее организация направляла в Минтранс письмо, где сообщала о своем несогласии с предложениями чиновников. Диспетчеры подчеркивали, что анализа «зависимости динамики количества авиаинцидентов от наличия или отсутствия административной ответственности диспетчеров» не проводилось.

Первый зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов также не согласен с тем, что диспетчеров необходимо штрафовать на 100–150 тыс. рублей.

— Их зарплата 50–100 тыс. рублей. Штрафные санкции можно вводить, но не в таком размере. Но надо и с другой стороны ставить вопрос. Если диспетчеры совершают такие ошибки, нужно смотреть, кто в этом виноват. Их кто-то учил, кто-то инструктирует каждый день. Виноваты не только сами диспетчеры, но и вышестоящее руководство, — полагает депутат.

Если ошибки диспетчеров приведут к трагическим последствиям, уже сегодня они могут нести не только дисциплинарную ответственность. Фатальная ошибка может квалифицироваться по ст. 293 Уголовного кодекса «Халатность». В случае если погибнут два человека и более, обвиняемому грозит лишение свободы на срок до семи лет.

Прямой эфир