Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Стрельба произошла у посольства Израиля в Иордании
Армия
Силы ПВО ликвидировали 34 украинских БПЛА над территорией РФ
Армия
Бойцы МТО рассказали о работе хлебопекарни в приграничье Курской области
Мир
Самолет Ил-76 МЧС России доставил более 33 т гумпомощи для жителей Мьянмы
Общество
Юрист рассказал о компенсации морального вреда пострадавшим в ДТП
Мир
В МИД России предупредили о жесткой реакции на враждебные шаги Японии
Мир
Замглавы МИД РФ Руденко отметил стремление Запада оказать давление на КНДР
Мир
Два человека погибли в результате крушения патрульного самолета в Колорадо
Мир
Риттер заявил о желании Байдена втянуть США в ядерную войну до инаугурации Трампа
Армия
Военнослужащие ВС РФ рассказали о модернизации FPV-дронов в полевой мастерской
Мир
Экс-главком ВСУ Залужный заявил о неготовности НАТО к конфликту с Россией
Мир
СМИ сообщили о переносе государственных визитов из Букингемского дворца
Мир
СМИ узнали о посещении саммита по зерну в Киеве лишь двумя зарубежными политиками
Происшествия
В Подмосковье мужчина скончался после падения с крыши во время ремонта
Общество
Путин упростил регистрацию прав на машино-места в паркингах
Общество
Космонавты с орбиты МКС поздравили россиянок с Днем матери
Мир
Участники COP29 утвердили климатическое финансирование объемом $300 млрд в год
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации

К детским товарам два требования — качество и безопасность

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров — о производстве продукции для детей и поддержке отечественных предприятий
0
Фото: Getty Images/ArtMarie
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Объем рынка детских товаров в России в прошлом году превысил полтриллиона рублей. А доля детей в структуре населения страны достигла рекордных 15%. Как рассказал в интервью «Известиям» министр промышленности и торговли Денис Мантуров, к 2020 году доля отечественных производителей в индустрии детских товаров должна достичь 65%. Для этого Минпромторг предлагает ряд мер, стимулирующих рост отечественного производства.

— В течение прошлой недели отечественные производители игрушек, детской мебели, одежды демонстрировали свои товары на всероссийской выставке «Мир детства – 2017». В то же время различные исследования показывают спад потребительской активности. Нужно ли россиянам всё это разнообразие?

— Действительно, если до 2014 года потребительская активность в отрасли росла двузначными темпами, то сейчас спрос по некоторым позициям несколько снизился. Но при этом по ряду сегментов рынка индустрии детских товаров мы по-прежнему наблюдаем увеличение объема производства. Так, наибольший прирост за первое полугодие 2017 года мы получили в изготовлении детской обуви и мебели — на 20 и 12% соответственно. Стало больше и отечественных игрушек — на 1–2%. Аналогичные тенденции мы наблюдаем и в производстве детской одежды. Безусловно, изменение потребительского поведения сказалось на индустрии, это ведь прежде всего предприятия малого и среднего бизнеса, однако отрасль продолжает набирать обороты.

 И какие объемы рынка сейчас?                         

— В 2016 году объем составил 530 млрд рублей, что значительно превосходит обороты ряда других отраслей. Это детская одежда, игрушки, книги, учебники, мебель, товары для детского творчества и многое другое. На одежду приходится 31% рынка, на обувь — 9%, товары для новорожденных — 26%, игрушки — 22%. Наблюдая за тенденциями в отрасли, мы видим, как свободные ниши на рынке, которые могли бы заполнить отечественные производители, так и потенциал для роста в целом.

Сегодня в России 27 млн детей, это 15% всего населения страны. При этом самая значительная группа — до 4 лет — 10 млн человек. Они будут расти, предъявляя спрос на детские товары. В целом росту рынка уже поспособствовали увеличение рождаемости и доходов населения страны. В будущем благодаря стабильной социальной и демографической ситуации в России рынок детских товаров не претерпит серьезных изменений. Тем более в этом году президент объявил в России «Десятилетие детства». Это еще один гарант внимания государства к индустрии товаров для детей.

Детские товары — это своего рода «окружающая среда» для роста и развития ребенка. Одежда, игрушки, мебель — всё это непосредственно играет роль в формировании восприятия мира маленьким человеком. И со стороны Минпромторга к этой среде у нас два требования — качество и безопасность.

 К вопросу о безопасности. В СМИ регулярно появляются сообщения о травмах, которые получают дети от некачественных игрушек. Например, спиннеры. Ни о степени травматичности этого изделия, ни о качестве ничего не известно. Как бороться с вредоносными детскими товарами?

— Здесь, как и в любой другой отрасли, запрет — не лучшее «лекарство». Если ребенок просит родителей купить ему довольно странную с точки зрения взрослых игрушку, то, скорее всего, не в игрушке как таковой дело. Должна быть достойная альтернатива. На созданном Минпромторгом портале «Сделано для детства» представлены сотни компаний, продукции которых можно доверять. Работает государственная комиссия по антиконтрафакту, проводятся регулярные исследования Роскачества. Так, например, перед новым учебным годом тестировалась школьная одежда для девочек — информацию о выявленных недостатках мы донесли до общественности — и это тоже корректировка спроса в сторону добросовестных компаний. Кстати, в планах организации на ближайшее время — проведение масштабных исследований детского питания и колясок. К 2020 году мы должны прийти к 65-процентному показателю доли отечественных производителей в индустрии. В ближайшие годы перед нами и нашими коллегами из других ведомств стоит задача по дальнейшей трансформации отрасли детских товаров. Для этого Минпромторг будет проводить глобальные исследования рынка как отечественного, так и зарубежного.

 Что это будет за трансформация?

— Наши дети сейчас растут в особенной среде. Это мир современных технологий, мир с высочайшей динамикой. Соответственно, и та же образовательная среда должна быть другой, «умной». У нас сейчас совместно с Минобрнауки работает специальная рабочая группа по оснащению школ. Отечественным производителям есть что предложить: интерактивные доски, оборудование для лабораторий, научных классов. Всё это вкупе должно вовлекать ребенка, способствовать его развитию, выявлению способностей. Если мы хотим воспитать новое поколение великих авиаконструкторов, то нужно предложить им соответствующие условия, дать возможность работать с робототехникой, например. Это же касается и игрушек, и любых других развивающих материалов.

 Дети будут играть в модели «Суперджета» и МС-21?

— Если мы говорим о задачах ранней профориентации, то здесь нужен другой подход. Просто дать ребенку в руки игрушечный самолет — недостаточно. Важно увлечь. Например, на фестивале «Мультимир» в этом году работала площадка «Уралвагонзавода». Под руководством аниматора в костюме машиниста дети увлеченно собирали поезда, конструировали бульдозеры. Возможно, в такие моменты и рождается стимул к дальнейшему развитию в этом направлении.

 Много говорилось о поддержке производителями отечественных мультобразов, их тиражировании на детских товарах. «Маша и Медведь» уже заменили Микки-Мауса на школьных рюкзаках?

— Эта задача носит комплексный характер. Минкультуры со своей стороны работает над повышением популярности мультобразов, Минпромторг может помочь производителям эти образы тиражировать.

Но выпуск таких товаров требует существенных затрат на лицензионное использование изображений. Для того чтобы облегчить предприятиям эту задачу, мы сейчас вышли с предложением о компенсации производителям средств, затраченных на лицензию,  — такая мера будет существенным стимулом.

В Европе около 40% рынка приходится на лицензионную продукцию, в США — более 60%, а в России — около 15%. Но с каждым годом этот показатель увеличивается. По оценкам к 2020 году россиянин будет тратить на лицензионную продукцию в среднем 2 тыс. рублей в год.

— Пользуются ли российские детские товары спросом за границей?

— Большой популярностью пользуются развивающие игры. Их покупают главным образом страны ЕАЭС, на которые приходится 80% экспорта, а также Германия, Австрия и Финляндия — всего более 20 стран. При этом российские товары хорошо продаются через каналы электронной коммерции на популярных «маркетплейсах». К примеру, в число успешных российских производителей, экспортирующих онлайн, входит компания «ХИЗ» — создатель знаменитых детских трехмерных конструкторов «Фанкластик», а также производитель детской одежды Choupette.

Читайте также
Прямой эфир