Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лихачев сообщил о готовности «Росатома» к международному сотрудничеству по ЗАЭС
Экономика
Патрушев рассказал о планах по увеличению урожая зерна на ближайшие годы
Мир
В Польше сообщили о получении от Украины запроса на экстрадицию археолога Бутягина
Мир
Иран полностью остановил поставки газа в Ирак из-за непредвиденных обстоятельств
Мир
Трамп призвал президента Колумбии усилить борьбу против наркопроизводителей
Общество
Эксперт рассказал о размерах минимальной пенсии в России в 2026 году
Армия
Белоусов поздравил бойцов с освобождением Андреевки Днепропетровской области
Общество
Гастроэнтеролог назвала способы организовать новогодний стол для детей
Мир
Захарова допустила введение санкций против российских волков после заявлений CNN
Мир
В Грузии за взятки задержан экс-глава Службы госбезопасности Лилуашвили
Мир
Во Франции призвали ЕС прекратить финансирование Украины
Общество
Главу Крымска задержали по делу о махинациях с землей стоимостью 120 млн рублей
Спорт
FIE допустила российских юниоров до соревнований с флагом и гимном
Мир
Sky News сообщил о задержании в Лондоне Тунберг за протест
Мир
Лукашенко поручил выставить счет за геноцид белорусского народа в годы войны
Общество
Путин подчеркнул важность соблюдения в полном объеме прав граждан России
Спорт
Ролана Гусева назначили главным тренером московского ФК «Динамо» до конца сезона

Театр имени Наталии Сац реконструировал «Ариадну»

Эндрю Лоуренс-Кинг представил свой взгляд на утерянную оперу Монтеверди
0
Фото: Елена Лапина
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Одним из главных событий фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» стала мировая премьера оперы «Ариадна. В поисках утраченного». В качестве композитора трехчасового опуса указан Клаудио Монтеверди, хотя справедливее было бы передать эту честь Эндрю Лоуренсу-Кингу — дирижеру, арфисту и художественному руководителю проекта.

Взяв за основу единственный сохранившийся фрагмент из утерянной оперы Монтеверди «Ариадна» (1608) — «Плач Ариадны», британский маэстро решил воссоздать пятиактное произведение по дошедшему до нас либретто Оттавио Ринуччини. Известно, что в разных сочинениях композитор использовал для определенных слов, эмоций, ситуаций похожие мелодические и гармонические обороты. Из таких «музыкальных кирпичиков» Лоуренс-Кинг и собрал партитуру «Ариадны».

В этом плане проект — в большей степени исследовательский, причем, поражающий своим масштабом. Надо было как минимум проанализировать всю сохранившуюся музыку итальянского гения такт за тактом и детально разобраться, почему в каждом конкретном случае Монтеверди написал такие ноты, а не иные (хотя очевидно, что «поверить алгеброй гармонию» можно не всегда).

Впрочем, и без композиторского мастерства здесь не обойтись, поскольку механическое чередование звуковых формул неизбежно будет отдавать искусственностью. И, надо заметить, Лоуренс-Кинг справился блестяще. Если не знать историю произведения, можно решить, будто мы действительно слушаем неизвестную итальянскую оперу начала XVII века.

Не исключено, что, найдись однажды подлинная партитура «Ариадны», версия Лоуренса-Кинга по сравнению с ней будет выглядеть более монтевердиевской. Гениям свойственно в каждой новой крупной работе делать шаг вперед и обманывать ожидания, открывать новые горизонты, а «Ариадна. В поисках утраченного» по понятной причине никаких горизонтов не открывает, зато на 100% отвечает нашим представлениям о стиле Монтеверди.

И всё же это работа революционная — не по музыке как таковой, а по происхождению и задачам. А еще — невероятно актуальная: опять-таки не из-за языка, а из-за метода, плоть от плоти постмодернистского.

Общий стиль спектакля на Малой сцене Театра им. Н.И. Сац имитирует довольно скромные условия премьеры при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзага. Статичные декорации ограничены бутафорскими облачками, изображением на заднике кораблей в гавани и игрушечным парусником (в нужные моменты его выносит на руках арфистка). Как тут не вспомнить нынешнюю моду на минималистичное сценическое оформление!

Чуть разнообразнее — костюмы в псевдоантичном стиле. Однако сложно отделаться от ощущения, что это всё не всерьез. Тем более нарушается аутентичность, когда хористы выходят с нотами в современных папках, а кое-кто даже с планшетом. Но в этом — свой шарм. Полноценная реконструкция того, что видели и слышали гости 28 мая 1608 года, сегодня невозможна в принципе. А игра в реконструкцию, интеллектуальная комбинаторика — вполне. Что авторы и исполнители спектакля «Ариадна. В поисках утраченного» с успехом и продемонстрировали.

Читайте также
Прямой эфир